Черты философской мысли эпохи Возрождения: имена представителей

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко

Примерно в 14 веке в Западной Европе началось Возрождение, которое оказало огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и формирование культурной и социальной жизни общества. Главной особенностью того времени было резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, возрождением древнеримской и греческой философии.

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

Возрождение (второе название — Возрождение) зародилось как естественный ответ на реальные потребности человека. В средние века авторитет церкви был непоколебим. Простые граждане были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать значимые решения без одобрения папы. Нынешняя ситуация не устраивает ни первое, ни второе.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках люди получили возможность путешествовать, изучать природные явления и узнавать о других культурах. Возникли и укрепились новые торговые связи. Общество развивалось: появились первые парламенты и общество, независимое от влияния церкви. Уровень образования городского населения вырос в несколько раз. В совокупности это привело к формированию нового общества, которое преодолело насильственное навязывание догматической религии.

Основные предпосылки развития новой культурной эпохи:

  • политический кризис — массовые протесты против феодализма возникли во всех странах Европы, и в основном в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв — изобретение и усовершенствование инструментов, появление огнестрельного оружия, новой медицинской техники и методов лечения;
  • укрепление отдельных городов: развитие инфраструктуры превратило их в независимые торговые, промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала угасать. Идеалы (схоластической) церкви становились все более скептичными. Технологический прогресс и победа науки над религиозными мифами заложили основы нового восприятия человека. Во главе всего этого стояла индивидуальная, значимая и уникальная личность. Философы не отрицали существования Бога, но отвергали идею его неограниченного влияния на человека.

Общая характеристика Философии Возрождения

Философскую мысль этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическую.

В эпоху Возрождения личность приобретает большую самостоятельность, все больше представляет не тот или иной союз, а себя. Так растет новое самосознание человека и его новое социальное положение: гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Человек эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Универсальность — идеал мужчины эпохи Возрождения. Человек становится своим творцом. Следовательно, человеку больше не нужна божественная благодать для своего спасения. Когда человек осознает, что он творец своей жизни и судьбы, он также раскрывает себя как безграничный властелин над природой.

В эпоху Возрождения искусство приобретает большое значение и, как следствие, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает некий сакральный характер (сакральная.

Антропоцентризм связан с культом красоты, характерным для эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения ценность человека росла как никогда. Прежде всего, в эту эпоху ставится неповторимость и неповторимость каждой личности.

В эпоху Возрождения философия снова обратилась к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI вв. По мере пересмотра средневекового отношения к природе как к зависимой сфере.

В понимании природы, а также в трактовке человека философия Возрождения имеет свои особенности: природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, и последняя таким образом обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например, известный немецкий алхимик и астролог Парацельс, применили магико-алхимическое понимание природы, выраженное в желании управлять природой с помощью тайных и оккультных сил, что было характерно для XV-XVI веков. Натурфилософы пытались исключить идею творения: душа мира была представлена ​​как имманентная в самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает независимость и больше не нуждается в потустороннем начале.

Известные философы

Для удобства укажем в таблице самых известных философов Возрождения и их достижения:

Представитель Вклад и общие характеристики мировоззрения
Марсилио Фичино (астролог, священник) Представитель платонизма.
Он переводил и комментировал древние богословские тексты; написал трактат, в котором объяснил идеи Платона с точки зрения христианства
Николай Кузанский (богослов, ученый) Представитель пантеизма.
В трактатах он размышлял о месте человека в мире, о бесконечности Бога и его проявлениях (одним из которых является природа). Он занимался математикой, астрономией. Он утверждал, что Вселенная безгранична и что Земля вращается вокруг Солнца.
Мишель Монтень (писатель) Представитель скептицизма.
Автор книги «Эксперименты», в которой анализировал человеческие эмоции. Противник социального неравенства
Николай Коперник (астроном, математик, механик) Представитель гелиоцентризма.
Он ввел новую денежную систему в Польше, построил гидравлическую машину и боролся с эпидемией чумы. Основной труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира
Джордано Бруно (монах, поэт) Представитель пантеизма и эзотерики.
Он любил читать неканонические тексты, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Рассматривая бесконечность Вселенной и многих миров, они расширили модель Коперника.
Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик) Представитель гелиоцентризма.
Сначала он использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

Практически все мыслители эпохи Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, что позволяло им самостоятельно читать и переводить древние тексты.

Суть философии: основные идеи и особенности

Специфика нового философского течения — отказ от рабского культа Бога как верховного Творца и возвращение к идеалам Древнего Рима. Для него характерен гуманизм, движение, исповедующее принципы личной свободы, индивидуализма и равенства. Человек — новый предмет изучения в четырнадцатом веке, а также главный источник знаний.

Основы философии Возрождения:

  1. Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек — основа Вселенной. Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека, Адама, свободной волей, способностью самостоятельно определять свою судьбу.
  2. Приоритетное внимание развитию науки. Познание — это способ познания мира, его структуры и скрытых свойств. Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
  3. Натурфилософия как единственное мировосприятие. По ее словам, природа — целостный организм, ни один объект не может существовать в одиночку. Все природные процессы и явления можно познать только путем сравнения и противопоставления. Знаменитый натурфилософ Парацельс наблюдал за природой через призму алхимии — оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
  4. Пантеизм — это религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, он сливается с ней в единое целое. Он был призван объединить науку и церковь, которая отвергала любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму стало возможным поступательное развитие физики, химии и медицины.

Основоположниками философии Возрождения были не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, извращенцы, учителя, ученые. Новая культура зародилась в коммунах, в патрицианских домах и на уличных собраниях. Он быстро распространился и был с готовностью воспринят представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие церкви.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения устарели в 14 веке. Города и самоуправление стали быстро расти. Особенно в Италии, где не утеряны традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других европейских стран.
  • В 14 веке монархи стали испытывать на себе влияние католической церкви во многих сферах жизни. Даже горожане и крестьяне устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за церковные реформы и раскол на протестантизм и католицизм.
  • 14-16 вв ознаменовались великими географическими открытиями. Необходима систематизация естественнонаучных знаний. Ученые осмелели заявить, что мир устроен рационально.

Николай Кузанский

Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс; Кузанский получил прозвище из-за своего родного города — Куза на Мозеле (1401-1464) — богослова (он был кардиналом при Папе Пии II), философа, выдающегося ученого, его исследования в области математики, астрономии и географии имеют особое значение. Он выражал идею единства Бога и его проявления в природе (см. Пантеизм). Он предложил гелиоцентрическую систему мира, считая бесконечной вселенной, его идеи, как полагают, повлияли на Джордано Бруно, Никколо Копернико и Галилео. Он подчеркивал познавательную силу человека («человек — его разум»), сравнивая творческие способности с божественными. Сомнения и противоречия — одна из центральных тем его философии. Он говорил о пределах применимости закона противоречия в математическом познании и возможности использования математических понятий в познании природы.

Все вещи, благодаря общению Единого, есть то, что они есть. Тот, чье участие есть бытие как целого, так и отдельного, сияет по-своему во всех вещах и во всем. Следовательно, в своих размышлениях вы должны искать идентичность во множестве или единство в единообразии.

Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, которая представляет Солнце как центр, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм зародился в древности и распространился в 16-17 веках.
  • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человек) и указывает на этическую позицию в отношении права людей свободно определять форму и смысл своей жизни.
  • Неоплатонизм — это направление в философии, зародившееся в античной философии III века и основанное на идеях Платона: единый трансцендентный принцип, космическая иерархия, восхождение души к первоисточнику.
  • Секуляризм — это утверждение, что верховенство закона и правительство должны быть отделены от религий.

Этапы нового течения

Антропоцентрические идеи возникли в конце 13 века и продолжали развиваться до конца 16 века. Культура эпохи Возрождения зародилась у представителей Богемии в домах патрициев и на уличных собраниях муниципалитетов. Его носителями были поэты, художники и ученые, пробудившие интерес различных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники нынешнего охотно делились новыми идеями, несмотря на противодействие духовенства. Философия Возрождения имеет следующую хронологию:

  • Проторенессанс длился с конца 13 века до конца 14 века.
  • Раннее Возрождение восходит к 15 веку.
  • Высокое Возрождение возникло на рубеже ХV и ХVI веков.
  • Позднее Возрождение положило конец эпохе в конце 16 века.

Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, в которой человек рассматривается как венец творения и творец земного существования. Тема Бога отодвигается на задний план для понимания человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро развиваются, опираясь на достоверные факты и эпистемологию — раздел философии, посвященный исследованиям и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть важную роль в обретении истинного познания природы.

Общая характеристика философии Возрождения:

  • Антропоцентризм, который ставит человека в центр вселенной. По мнению гуманистов, Бог не сделал первого человека, Адама, своим рабом, но наделил его волей и свободой выбора своей судьбы.
  • Новое научное и материалистическое понимание природной и социальной составляющей мира в противовес догматизму и схоластике.
  • Натурфилософия — единственно правильное восприятие мира. Он видит природу как целостный организм, в котором ничто не может существовать само по себе. Все его явления и процессы известны только методом конфронтации и противостояния.
  • Пантеизм — это религиозное движение, задачей которого было объединить науку с церковью, которое не принимает попытки ученых подвергнуть сомнению католические догмы. Считайте Бога и природу равными частями, сливающимися в единое целое.

Основной идеей нового философского учения был гуманизм, принцип, характеризующийся индивидуальной свободой, равенством и индивидуализмом. Этот подход нашел свое выражение в отказе поклоняться Богу как Творцу всего сущего. Это стало возвращением к древним идеалам, для которых человек был главным объектом изучения и главным источником знаний.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии Возрождения. Он придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляет себя со всем миром. Он призвал познать не сверхъестественного Бога, а саму природу, которая есть «Бог в вещах». Он разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, выражал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая замыкается в круг, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Он рассматривал монаду как единство существования, в деятельности которого сливаются физическое и духовное, объект и субъект. «Монада монад» — Бог. С этической точки зрения он придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечному, назидательному народу. 17 февраля 1600 года он был заживо сожжен как еретик на площади Пьяцца деи Фьори в Риме после 8 лет заключения.

Основные представители

Выдающиеся философы эпохи Возрождения включают:

  • М. Монтень — французский философ и писатель.
  • Н. Кузанский был римским кардиналом, который помимо богословия занимался также математикой и астрономией.
  • Дж. Бруно — философ-пантеист.

Также среди деятелей культуры, разделяющих философию Возрождения, есть поэт Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Нострадамус, Галилео Галилей и многие другие великие деятели того времени.

Характерные черты Ренессанса

Среди общих черт, характеризующих периоды Возрождения, можно выделить следующие черты:

  1. Богословие. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимися взглядами, продиктованными христианством. Они не оспаривали существование Бога, но они пытались отойти от концепции божественного превосходства.
  2. Естественнонаучный способ познания мира. Развитие науки основывалось на принципе рационализма: познание методом опыта. Сначала была выдвинута гипотеза, затем были проведены эксперименты, и полученный результат подтвердил или опроверг исходную версию.
  3. Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившейся в Италии, проникли во все страны Европы.
  4. Благотворительная деятельность. Основываясь на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко отрицательное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как и идея равного распределения богатства, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.
  5. Толерантность. Терпимость по отношению к другому — прямое следствие признания уникальности человеческой личности.
  6. Отрицание демагогии. Любая полемика, основанная на теоретических знаниях, считалась пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинной цели — активного изучения мира.
  7. Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение личных потребностей, которые не соответствовали социальным ожиданиям.

Некоторые черты эпохи Возрождения подтверждали общую идею: только свободный человек может быть счастлив.

Философия Макиавелли кратко

Никколо Макиавелли был первым философом того времени, полностью отвергшим теократию как основу всей системы. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, в основе всей жизни человека лежит исключительно эгоизм и желание разбогатеть. Чтобы обуздать злую природу человеческой натуры, нужно использовать силу, которую может дать только государство.

Порядок в обществе может быть создан только юриспруденцией и соответствующим мировоззрением каждого члена общества, и все это может сделать только государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучил множество вопросов, касающихся устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.

Книги по философии эпохи Возрождения

  • Горфункель А. Философия Возрождения.
  • Перевезенцев С.А. Антология философии средневековья и Возрождения.
Оцените статью
Блог об Италии