- «Государь» Макиавелли
- Религия
- Нужна ли наследственность власти
- Философское мировосприятие Макиавелли
- Роль личности в истории
- Книга «Государь»
- Власть
- Сохранение государства
- Трактовка высказываний Макиавелли о цели и средствах в политике
- Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель
- Макиавеллизм: разделение этики и власти
- Политические взгляды Н. Макиавелли
- Необходимость жесткости правителей
- Значимость философствования Макиавелли
- Макиавеллизм: природа и человек по Макиавелли
- Личностная значимость в общественной истории
- Биография Никколо Макиавелли
«Государь» Макиавелли
В своем знаменитом трактате «Государь» он систематизировал и описал сущность политики.
Государство, согласно определению Макиавелли, есть высшее проявление человеческого духа, а служение государству — это смысл и счастье человеческой жизни.
Макиавелли утверждал, что суверен не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным, чтобы гарантировать целостность и благополучие своего государства. Государь погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают правителя суровым и дисциплинированным, государство перестанет существовать. Философ уверен, что сильная власть в государстве создается на основе прочно существующей основы власти.
Макиавелли принимает насильственные методы борьбы, обусловливая насилие созданием искусственной необходимости: «У суверена не должно быть других мыслей, других забот, ничего, кроме войны, военных институтов и военной науки».
Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.
Сегодня макиавеллистская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия) не потеряла своей актуальности. Монархия легко превращается в тиранию, аристократия превращается в олигархию и т.д. Циклическое развитие форм правления напоминает идею обращения, взаимного обращения зла и добра.
Религия
Макиавелли ясно видел и осознавал силу религии, ее власть над сердцами и умами верующих, поэтому он призвал использовать эту силу для общего блага, особенно для объединения и укрепления самого государства. Но философ признавал только исключительно практические преимущества, присущие религии. Религия, по мнению Макиавелли, должна связывать общество в единое целое, а правитель должен восприниматься своим народом как религиозная личность.
Отношение к свободе как ценности подчеркивает Макиавелли из древнегреческой философии, считая, что политическая свобода предполагает личную добродетель.
Нужна ли наследственность власти
трудно сказать, насколько успешным было бы правительство Макиавелли, если бы оно было допущено к власти. Но то, что мыслитель был необычайно хорошо разбирался в политике, не вызывает сомнений. Кроме того, утверждения философа не были безосновательными, они основывались исключительно на исторических примерах.
Никколо очень беспокоился о наследовании власти. Философ счел необходимым передать престол от отца к сыну, поскольку такой факт обеспечивал политическую стабильность. В пользу этого наблюдения Макиавелли даже положительно отзывался о тирании, заявляя, что суверен, по крайней мере, должен был переехать туда, чтобы контролировать народные волнения, чтобы сохранить завоеванные территории.
Реакция на учение учителя не заставила себя долго ждать: католическая церковь ввела запрет на издание книг флорентийского философа. Позже возникла концепция «макиавеллизма», отражающая беспринципность в удержании бразды правления властью со стороны суверена.
Философское мировосприятие Макиавелли
Философские концепции Никколо нашли отражение в восприятии государственных переворотов в итальянском обществе.
Мыслитель имел крайне острые циничные взгляды на стиль и манеру правления, что отражено в его книге «Император». Макиавелли считал, что государь имел возможность руководствоваться в своих действиях не моральными и этическими правилами, а исключительно политическими интересами государства, в силу которых суверен имеет право нарушать установленные международные договоры. Такая аморальность, как говорится в эссе, оправдывается общим благом. С этой точкой зрения можно было бы согласиться, если бы вышеупомянутое отношение не привело к общему упадку общественной морали, к вовлечению Италии в непрерывные всеобъемлющие войны.
Здоровым звеном в творчестве Никколо является классификация государственного устройства как социально-организационной системы. Философ называл политику наукой, совершенное владение которой позволяет предсказывать ход истории.
Роль личности в истории
Поскольку Макиавелли уделял большое внимание вопросу о важности личности в истории, он также написал краткое описание качеств, которыми должен обладать эффективный правитель. Итальянский писатель подчеркивал скупость, критикуя щедрых правителей, растрачивающих свои сокровища. Как правило, такие самодержцы вынуждены прибегать к повышению налогов в случае войны или другой критической ситуации, которая крайне раздражает население.
Макиавелли оправдывал жестокость правителей внутри государства. Он считал, что именно такая политика помогает обществу избежать ненужных бунтов и волнений. Если, например, правитель преждевременно казнит людей, склонных к восстанию, он убьет несколько человек, спасая остальное население от ненужного кровопролития. Этот тезис еще раз повторяет пример философии автора, согласно которой страдания отдельных людей — ничто по сравнению с интересами всей страны.
Книга «Государь»
Систематизированный тезис «Государь» флорентийского философа можно считать инструкцией по использованию власти средневековыми правителями, и это тоже уникальность книги того времени. Никколо тяготеет к монархической форме правления, социализм в концепции автора — это непродуктивная система правления, ведущая к самоуничтожению. Никколо считает: монарх должен использовать правило «кнута и пряника», то есть не забывать о его доброте, но не бояться использовать зло в нужное время. Внешний вид правителя должен быть подобен доблести льва, хитрости лисицы.
Детали, логический подход, реальные примеры сделали произведение наглядным пособием для автократов через несколько лет после смерти Макиавелли.
Государство действует в сознании мыслителя как высшая действующая сила, способная защитить граждан от безрассудного самоуничтожения. Именно во избежание хаоса люди создают государственную власть.
Трактат получил широкое одобрение публики, только посмертный автор уже не мог оценить важность написанного. Эссе было включено в государственную образовательную программу, по которой обучались будущие чиновники.
Власть
Власть, согласно рассуждениям Макиавелли, должна принадлежать тем, кто сумел ее захватить. Макиавелли рассматривает вопрос о защите государства от внутренних и внешних врагов. Макиавелли предлагал использовать против врага только два оружия: сильную армию и успешные политические союзы. При проведении внешней политики философ советует правителю полагаться не только на собственные силы и интеллект, но и на животную «хитрость.
Правителя, борющегося за успех, Макиавелли учил согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбы), а во-вторых, с поведением своих подчиненных. Его учение содержит некоторые советы, которым должен следовать лидер, в нем говорится о щедрости, страхе, любви и проявлении других качеств в управлении.
Макиавелли ставит цели, которые, по его мнению, суверен должен преследовать, и в то же время предлагает идеальную модель правления и идеального суверена страны, который будет соответствовать этому образцу.
Макиавелли отмечает политические выгоды, необходимые для гармонии государства:
- национальная независимость;
- безопасность;
- стройная конституция.
Для реализации политической цели нужна сила, которая зависит от общественного мнения. Следовательно, по мнению Макиавелли, важная роль должна отводиться пропаганде, в частности пропаганде добродетельной внешности претендента на власть.
Сохранение государства
Автор постарался подробно объяснить читателю, как можно удержать захваченную чужую страну. Для этого, согласно тезису писателя, есть два пути: военный и мирный. В то же время оба метода разрешены и должны быть умело объединены, чтобы одновременно задобрить и запугать население. Макиавелли был сторонником создания колоний на приобретенных землях (примерно в том виде, в каком это делали древние греки или итальянские морские республики). В той же главе автор вывел золотое правило: правитель должен поддерживать слабых и ослаблять сильных, чтобы поддерживать баланс внутри страны. Отсутствие мощных оппозиционных движений помогает поддерживать монополию правительства на насилие в государстве, что является одним из главных признаков надежного и стабильного правительства.
Итак, Никколо Макиавелли описал пути решения этой проблемы. Философия писателя сложилась как сочетание управленческого опыта во Флоренции и исторических знаний.
Трактовка высказываний Макиавелли о цели и средствах в политике
Беспрецедентный рост интереса к идеям Макиавелли в нашей стране произошел во время политики гласности в период перестройки, когда были обнародованы многочисленные факты о зверствах Сталина и его команды. Некоторые исследователи нашли созвучие действиям Сталина и идеям Макиавелли. Тогда было твердое мнение, что Сталин не привередничал в средствах, изучив и применив совет Макиавелли. Говорят, в библиотеке начальника они видели книгу Макиавелли с заметками Сталина (неизвестно, где эта книга). Но многие диктаторы стали такими, не зная о Макиавелли, великий итальянец здесь не виноват. Каждый, кто читал книги Макиавелли, видит в своих мыслях то, что он хочет видеть, точно так же, как каждый интерпретирует философские или священные учения по-своему. Психологически люди ищут подтверждения своей веры в трудах мудрецов.
Тезис Макиавелли о законности отступления от морали в чрезвычайной ситуации теперь называется «моментом Макиавелли». В мирное время «момент Макиавелли» наступает, когда, например, правитель принимает жесткое решение о крайних мерах против террористов или когда необходимы жесткие ограничительные меры во время эпидемий.
Те, кто желает получить от Макиавелли совет о том, как выстраивать собственную политику или как формировать собственный образ политика, не найдут такого совета. Для настоящего политика недостойно подтверждать свой аргумент, извлекая цитату из контекста работ мыслителя или используя цитаты сомнительного происхождения из Интернета. Следует помнить, что речь идет о мыслителе пятнадцатого века и его тезисы не следует слепо переносить на сегодняшнюю действительность. Макиавелли не следует рассматривать как носителя особого универсального знания.
Следует признать, что некоторые соображения Макиавелли звучат уместно, они помогают понять сложность политической сферы и невообразимые трудности управления. Несмотря на признание человеческого несовершенства, Макиавелли надеялся на победу добра с помощью добродетельного правителя: «Когда будет много людей, способных на добро, некоторые из них — самые дорогие Небесам — смогут поставить это хорошо практически».
Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель
Власть правителя в понимании Макиавелли характеризуется неограниченным характером. Основа государства и закона — власть, уничтожающая все, что противоречит интересам государства (идеал сильной власти). Именно поэтому государь в своей деятельности может игнорировать законы морали.
Кроме того, правитель должен учитывать злую природу человека. Философ считает, что причины человеческой активности — эгоизм и материальные интересы. Люди, по словам Макиавелли, «неблагодарные, непостоянные притворщики, бегущие от опасностей, жадные» и предпочли бы забыть смерть отца, а не лишение собственности.
Макиавелли считает, что «каждый признает, что было бы лучше, если бы был Принц со всеми качествами, признанными хорошими, но поскольку сами условия человеческого существования не позволяют им иметь их все и твердо выполнять их, Принц должен быть настолько разумным, что уметь избегать позора тех пороков, которые могли лишить его государства… И он также может не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно поддерживать государство».
Глава государства «не должен иметь дела с обвинениями в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы держать подданных в единстве и повиновении. В конце концов, те, кто ограничивается очень немногими образцовыми наказаниями, будут более милосердны, чем те, кто из неуместной милосердия позволил беспорядкам разрастаться, приводя к убийствам и грабежам, поскольку последние представляют собой катастрофу для всего общества в целом а наказания, назначаемые князем, касаются только физических лиц».
А что лучше правителю: быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы тебя любили и боялись. Однако поскольку совместить эти два чувства очень сложно, просто невозможно, лучше бояться. «Любовь поддерживается только отношениями долга, которые нарушаются из-за порочности людей при каждой встрече с личными интересами, в то время как страх сдерживается страхом наказания, которое никогда не перестает действовать». В то же время государь должен внушать страх, не вызывая ненависти.
Подобно огню, государь должен остерегаться быть заклейменным как легкомысленный, трусливый, нерешительный. Он должен приложить все усилия к тому, чтобы его решение было бесповоротным и чтобы общее мнение о нем было таким, что никто даже не подумал бы обмануть его. Что касается верности своим обещаниям, то государь может пренебречь ими, если такое соблюдение может обернуться против него самого и интересов государства.
Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность социально-философских концепций Макиавелли. С одной стороны, важным вкладом в историю развития теории государства и власти стал его подход к проблеме государства со светских позиций, исходя из исторических данных и с учетом реальной политической ситуации. С другой стороны, Макиавелли является сторонником идеи о том, что для достижения политических целей допустимы любые средства. Благо государства, по его мнению, может ассоциироваться с насилием, убийством, обманом, неуважением к моральным принципам. Однако это невозможно, так как благо государства может быть достигнуто только на основе моральных и правовых ценностей.
Важность идей Макиавелли
Писатель флорентийского Возрождения привел много новых аргументов в пользу рассуждения в гуманитарных науках. Его спор о целесообразности и уважении моральных норм поднял животрепещущий вопрос, который все еще обсуждают многие философские школы и учения.
Дискуссии о роли личности государя в истории также впервые появились из-под пера Никколо Макиавелли. Идеи мыслителя привели его к выводу, что с феодальной раздробленностью (в которой находилась, например, Италия) характер государя заменяет все институты власти, наносящие вред жителям его страны. Другими словами, во фрагментированном государстве паранойя или слабость суверена приводит к в десять раз худшим последствиям. При жизни Макиавелли насмотрелся таких живописных примеров благодаря итальянским княжествам и республикам, где власть качалась из стороны в сторону, как маятник. Часто это колебание приводит к войнам и другим бедствиям, от которых больше всего страдает простое население.
Поэтому в своем обращении к читателю автор посетовал, что государство не может быть эффективным без жесткого центрального правительства. В этом случае система сама компенсирует недостатки слабого или недееспособного правителя.
Макиавеллизм: разделение этики и власти
Для Макиавелли целью его жизни было создание сильного единого государства, свободного от иностранного влияния. Он считал, что во имя достижения этой цели могут быть поставлены под угрозу принципы морали и добродетели: так, с точки зрения мыслителя, может действовать правитель. Политик может отклониться от морали в чрезвычайной ситуации, но отказ следовать нормам морали и морали не должен становиться общим правилом для всех действий правителей.
По словам исследователя наследия Макиавелли, академика А.А. Гусейнова, «политика неизбежно культивирует и производит аморальные средства». Политик должен быть готов отклониться от принятых в обществе ценностей: чести, достоинства, справедливости и прибегнуть к моральному злу: жестокости, обману, лицемерию.
Может ли политик быть бесконечно аморальным? Нет, отвечает Макиавелли: действия зла «должны быть изолированы».
Следует признать, что Макиавелли, ставя государственные интересы выше частных, считал, что одни и те же моральные принципы в равной степени неприменимы к правителю и к подданному. В интересах общественной безопасности государь может приказать применить смертную казнь против преступника или преступников: «отдельные лица» будут страдать от этих наказаний, а частное лицо не может убивать или грабить, так как это приведет к беспорядку, следовательно, все пострадает население.
Макиавелли призывал минимизировать зло в политике, если его нельзя избежать: выбирая средства, нужно принять «благодать». Критерием выбора средств должно быть отношение людей: не должно вызывать их ненависти. Суверен должен уметь манипулировать природой и господствовать «как зверь, так и человек».
Макиавелли часто называют апологетом тирании, поскольку он отвечает на давний спор: что лучше для правителя, чтобы его любили или боялись, — отвечает он, — если приходится выбирать, то безопаснее выбирать страх: люди реагируют на любовь с благодарностью, которой они, «будучи злыми, могут пренебречь ради своих благ, в то время как страх поддерживается угрозой наказания, которое нельзя игнорировать». Именно такая позиция Макиавелли, по мнению некоторых исследователей, легла в основу политики таких правителей, как Иван Грозный. Но вряд ли Иван Грозный знал итальянский язык и книга «Государь» не была переведена на русский язык в то время, как утверждает переводчик и исследователь Макиавелли Марк Юсим.
Политические взгляды Н. Макиавелли
Давая характеристику поведения человека в политике, Н. Макиавелли искал первопричину каждого человеческого действия и, в конце концов, обнаружил ее:
Макиавелли утверждал, что наиболее распространенной причиной человеческого поведения, из которого в конечном итоге формируются межличностные отношения, человеческие сообщества и т.д., является интерес.
В связи с этим, характеризуя искусство политического лидерства, Макиавелли обратил внимание на то, что для эффективного и законного управления людьми необходимо как можно точнее знать причины своих действий, а также их интересы и стремления. Кроме того, по своей природе люди неугомонны, амбициозны и всегда ищут большего. Поэтому в политике всегда нужно рассчитывать на худшее, а не на хорошее и идеальное.
Точно так же Макиавелли описал происхождение государства в его современной форме. Он подчеркнул, что формированию государств способствовала, с одной стороны, историческая необходимость, а с другой — воля и желание самих людей. В то же время Макиавелли сформулировал новый термин для обозначения государства: вместо общепризнанной ранее концепции государства как сообщества людей (гражданского общества) Макиавелли предлагал понимать государство как совокупность политически организованных сообществ людей людей, стройной системы государственной власти, ее институтов, обязательных регуляторов общественных отношений (закона), правосудия и так далее. При этом следует обратить внимание на то, что именно такое понимание государства впоследствии получило наибольшее распространение в науке и стало общепринятым.
Продолжая изучение государства как ключевого компонента политической философии, Н. Макиавелли подчеркнул, что цель каждого государства и основная гарантия его силы и стабильности — это, с одной стороны, обеспечение с помощью использования государства: механизмы власти, безопасность личности в государстве и, с другой стороны, гарантия неприкосновенности частной собственности, поскольку самое опасное для любого правителя — это посягательство на собственность и блага своих подданных, так как это неизбежно порождает ненависть и конфликты.
Необходимость жесткости правителей
Флорентийский писатель часто повторял идею о том, что человеческая природа непостоянна, а большинство людей вокруг — это группа слабых и жадных существ. Следовательно, продолжал Макиавелли, государь должен внушать благоговение своим подданным. Это сохранит дисциплину внутри страны.
В качестве примера он привел опыт легендарного древнего полководца Ганнибала. Он с помощью жестокости поддерживал порядок в своей многонациональной армии, которая несколько лет сражалась на чужбине римской земли. Более того, это не было тиранией, потому что казни и массовые убийства нарушителей закона также были справедливыми, и никто, независимо от своего положения, не мог получить иммунитет. Макиавелли считал, что жестокость государя оправдана только в том случае, если это не было настоящим похищением населения и насилием над женщинами.
Значимость философствования Макиавелли
Извечная тема необходимости жесткой руки правителя особенно остро встала после заявлений мыслителя в пользу целесообразности последнего. Философ полагал, наблюдая раздробленность Италии и множество несостоявшихся правительств, что мягкий и нерешительный правитель, неспособный противостоять заговорщикам, завистникам и неконтролируемости людей, неизбежно приведет страну к катастрофической ситуации, гибели обычные люди. Короче говоря, правительство должно быть централизованным. Только такая структура может компенсировать слабость монарха.
Макиавеллизм: природа и человек по Макиавелли
Пушкин называл Макиавелли «большим знатоком человеческой натуры». Как итальянский мыслитель понимал человеческую природу? Он не решил исследовать ее; его больше интересовало, как человеческие качества проявляются в обществе и как правитель должен их использовать. Человек не может быть хорошим или плохим все время, иногда обстоятельства вынуждают хорошего человека делать плохие поступки. Первоначально в «Соврано» Макиавелли беспристрастно говорил о человеческой природе: человек по своей сути несовершенный, завистливый и сердитый; он может лгать, лицемерить, прибегать к грубости. В дальнейших работах он дал человеку надежду на исправление: образование и образ жизни могут улучшить человеческую природу.
Согласно Макиавелли, человек в своей жизни непроизвольно соприкасается с проявлениями как доброты, так и зла, а сам человек является носителем и добра, и зла; зло может привести к добру и наоборот. С этим нельзя не согласиться: по сути добрый человек может стать плохим, если, например, его сын обидится, а бандит сможет трогательно позаботиться о своих близких.
Кем бы ни был человек по своей природе, когда он входит в сферу политики, он меняется — так считал Макиавелли. С этого момента человек действует по законам политической жизни. Если мы говорим о правителях, то они должны иметь «гибкий характер», который позволяет им «в зависимости от удачи и обстоятельств» менять свое поведение с хорошего на плохое и наоборот. Задача правителя по отношению к обществу — не допустить проявления злых человеческих качеств, подавить зло. «Люди всегда плохие, пока необходимость не заставляет их делать добро».
«Все видят, как ты выглядишь, мало кто понимает, кто ты на самом деле» — эти слова Макиавелли были написаны для современных политтехнологов, призванных создать мнимый образ политика. На самом деле, судя по изображениям политиков во время избирательных кампаний, мы видим практически идеального человека: недостатки и пороки тщательно скрываются, а добродетели выдвигаются на первый план, а что они есть на самом деле, «мало кто понимает».
Личностная значимость в общественной истории
Роль личности в учении Макиавелли глобальна. Автор считает, что индивидуальные черты характера самодержца могут привести к политическому триумфу или краху империи. Итальянский мудрец приветствует такие качества, как жадность, жестокость. Первый помогает сохранить целостность казны, которая может сыграть роковую роль в случае вражды, избегая чрезмерного налогообложения населения. Суть второго сводится к предотвращению гибели целого народа посредством небольших человеческих жертвоприношений (показательных казней для подавления надвигающегося восстания).
Из вышесказанного следует, что флорентийский философ отвергает гуманизм, подчеркивая, что интересы нации преобладают над индивидуальными страданиями.
Биография Никколо Макиавелли
Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, но небогатой. Глава семьи Бернардо Макиавелли был нотариусом. Он скептически относился к религии и глубоко интересовался древней литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.
Макиавелли получил образование в городской школе Флоренции у частных учителей. Так он научился считать, писать, латынь и знал труды античных классиков: Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Однако юношу интересовали не только античные авторы. Он прочитал книги Данте и Петрарки и пришел к выводу, что эти авторы способны мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. Флоренция в то время была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо познакомился с лучшими достижениями искусства и науки того времени.
Из-за отсутствия денег Никколо не смог поступить в университет, но под руководством своего отца он немного изучил закон. Эти навыки позволили Макиавелли приступить к работе в правительстве. Он сделал свои первые шаги на политической арене при Савонароле в качестве секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли он на некоторое время впал в немилость, в том же 1498 году он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарем Совета десяти. Молодому политику пришлось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не вступая ни в одну из коалиций.
Однако работа Макиавелли была очень эффективной и вскоре заслужила уважение представителей обеих фракций. В течение 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи приказов, командовал несколькими военными ротами, несколько раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за пределами Италии, а также разрешил множество сложных дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.
В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного знаменосца (до этого знаменосцы менялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, был самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини не хватало интуиции и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, который вскоре стал настоящим флорентийским «серым кардиналом». Совет Макиавелли был очень полезен для укрепления Флоренции и увеличения ее богатства.
Однако в 1512 году Флоренция понесла тяжелый удар. Войска Джованни Медичи вошли в город, восстановив власть его семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинен в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре он был освобожден, но Макиавелли больше не мог восстановить свою древнюю силу. Он был сослан в свое небольшое имение в Сан-Кашано.
Макиавелли был глубоко обеспокоен своей вынужденной инерцией и хотел снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его ненадежным и пресекали все его попытки возобновить работу в правительстве. Поэтому период с 1513 по 1520 год был для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. За последние годы созданы следующие композиции:
- «Государь» (1513 г);
- Военное искусство (1519-20);
- театрализованное шоу «Мандрагора»;
- сказка «Белфагор» и многое другое.
В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться более снисходительно. Он часто мог приезжать во Флоренцию и занимать небольшие правительственные посты. В то же время Макиавелли занял пост государственного историка Флоренции и по поручению Папы написал труд «История Флоренции».
В конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была опустошена Испанией. Рим пал, и папа был осажден. Другой государственный переворот произошел во Флоренции, кульминацией которого стало изгнание Медичи. Граждане начали восстанавливать демократическую систему, и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе государственного служащего в возрождающейся республике. Однако новое правительство просто проигнорировало это. Потрясения, связанные с поражением Италии и невозможностью заниматься любимым делом, негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли умер.