Триумфальная арка Тита в Риме: описание рисунка

Содержание
  1. Как выглядит арка?
  2. Особенности Арки Константина
  3. Экскурсии в Риме
  4. Триумфальная арка Константина (Arco di Costantino)
  5. Победа Константина
  6. Император Константин
  7. Как добраться
  8. Барельефы и скульптуры периода Траяна
  9. Описание
  10. Триумфальная арка Септимия Севера.
  11. Триумфальная арка Тита
  12. История строительства и реставрации
  13. Особенности архитектуры
  14. Где находится и как добраться
  15. Барельефы Марка Аврелия
  16. Барельефы южного фасада арки
  17. Барельефы северного фасада арки
  18. История арки
  19. Оформление аттика
  20. Что посмотреть
  21. Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)
  22. Рельефные панели и надписи
  23. Реставрация
  24. Как добраться
  25. Архитектура
  26. Сполии
  27. Аттик и барельефы
  28. Медальоны
  29. Рельефный фриз
  30. Колонны
  31. Занимательные факты
  32. Тондо Адриана на Арке Константина
  33. Сюжеты тондо южного фасада арки
  34. Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки
  35. 3 Триумфальная арка Септимия Севера в Риме
  36. Монументальный фонтан

Как выглядит арка?

Это ворота с тремя пролетами, высотой двадцать один метр и шириной двадцати пяти метров. Их украшают коринфские колонны, а над ними изображены заключенные. Колонны как бы делят арку на три части, каждая из которых богато украшена барельефами. Они показывают рассказы о римской истории и религии. Здание возведено в честь победы над Максенцием. Битва произошла при Понте Мильвио в 312 году. Именно эта битва подтолкнула Константина к христианству и, таким образом, установила новый религиозный порядок в Европе.

Арка Константина в Риме

На чердаке восемь барельефов, снятых с памятника Марку Аврелию. Доподлинно неизвестно из какого. Над каждой колонной — цапфы, взятые из базилики Траяна. С самой базилики убрали барельефы для украшения сторон арки. Восемь колонн по обе стороны от арки выполнены из желтого нумидийского мрамора.

Не все ученые сходятся во мнении, что именно барельефы хотят нам показать. Однако считается, что ранее барельефы по бокам составляли единое изображение на форуме Траяна или Теодориха. Они сделаны из белого мрамора Pentelikon с едва заметными золотыми прожилками.

Особенности Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех переходных бухт, из которых центральная выше и шире боковых. Его архитектура похожа на Триумфальную арку Септимия Севера, расположенную на Римском форуме. Обе передние части, внешние и внутренние стены здания украшены барельефами, изображающими двухсотлетнюю историю империи, запечатленными в мраморе. Для строительства арки использовался мрамор различного происхождения и качества, часть блоков была заимствована из более старых построек, а также некоторые ее декоративные элементы.

В верхней центральной части, с двух сторон арки, есть надпись на латинском языке с тем же текстом: «Сенат и римский народ посвящают эту исключительную триумфальную арку императору Цезарю Флавию Константину Массимо Пио Феличе Аугусто, которым он был вдохновлен божественностью и величием своего духа, вместе со своей армией изо дня в день сталкивался с тиранией государства с верным оружием».

известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, сделав его официальной государственной религией. В надписи, украшающей этот памятник, выражение «вдохновленный божественностью» имело двоякое значение. Эта фраза во времена Константина поддерживала определенный баланс между язычеством и христианством, двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому вопросу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию.

По обе стороны от прославляющей императора надписи, над небольшими выступами арки и на боковых поверхностях сооружения видны барельефы времен Траяна и Марка Аврелия. Панели периода Траяна использовались в качестве облицовки чердака базилики Ульпия, расположенной недалеко от Форума Траяна, а те, что были построены во времена правления Марка Аврелия, предназначались для Арки Паниса Аурея (Arcus Panis Aurei), памятник, прославивший императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (сегодня его не существует). Скульптуры «Узники Дака», которые также украшают чердак арки, относятся к периоду правления Траяна и, скорее всего, были взяты с Форума Траяна.

В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тонди (круглые медальоны) — копии рельефов периода Адриана. По мнению исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною, юному фавориту императора. Его фигура видна в сценах охоты и жертвоприношения.

По бокам арки размещены медальоны, похожие на медальоны Адриана, но сделанные уже во времена Константина. В начале IV века также встречаются продолговатые барельефы, расположенные непосредственно под круглыми медальонами.

Использование элементов декора из старых построек не случайно. Причиной тому могло быть сразу несколько причин. Во-первых, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, чем изготовление новых, а это могло значительно сократить время строительства. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть связано с упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, становится очевидна разница в проработке деталей: «Константиновский» выглядит намного проще.

Кроме того, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с памятников императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенное значение — таким образом, императора Константина «приравнивали» к лучшим правителям Рима.

Декоративные плиты II века перед установкой на арку прошли реставрацию. Лица на барельефах заменены ликами Константина и близких ему людей, а сюжеты доработаны с необходимыми деталями.

Экскурсии в Риме

Если вы хотите чего-то более интересного, чем прогулки по городу по карте, попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В наше время необычные экскурсии местных жителей становятся все более популярными! Программы самые разные: от обзорных до единичных.

Триумфальная арка Константина (Arco di Costantino)

Арка Константина

Рядом с Колизеем находится Арка Константина, построенная в начале 4 века в ознаменование победы императора над тираном Максентием. Она осталась относительно невредимой.

Победа Константина

В период многолетней гражданской войны победа армии Константина над численно превосходящей армией Максенция в битве у Мильвского моста в 312 году, наконец, принесла мир Римской империи. В ознаменование этой победы Сенат наградил императора триумфальной аркой. Построен в 315 г н.э.

Большая арка с тремя нефами имеет ширину почти 26 м и высоту 21 м. Во время строительства многие части старых построек были повторно использованы, что было обычным явлением в то время.

Интересный факт! Специально для нее были созданы украшения центральной и нижней части арки. Фриз показывает, что армия Константина вела войска Максенция в Тибр. Само украшение значительно уступает по качеству тому, что было снято с памятников времен Адриана и Траяна. Уровень искусства в период Константина был значительно ниже, чем в прошлом, что символично для упадка Римской империи.

Император Константин

Константин считал, что его невероятная победа произошла благодаря помощи христианского бога. Следовательно, во время его правления христианство стало официальной религией Римской империи. В 325 году нашей эры столицей империи был Константинополь.

Как добраться

Арка Константина находится недалеко от Колизея, на улице Виа ди Сан Грегорио. Добраться можно по линии метро B (остановка Colosseo). За вход платить не нужно, это бесплатная достопримечательность Рима.

Барельефы и скульптуры периода Траяна

На Триумфальной арке Константина четыре больших прямоугольных барельефа периода правления Траяна. Все они представляют собой сцены из битвы Траяна против даков.

Два из них расположены на чердаке по бокам арки, два других — на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно выводам исследователей, четыре мраморные плиты, которыми украшена Арка Константина, являются лишь частью большого барельефа. Некоторые фрагменты древнего барельефа Траяна сейчас хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского форума, а также в галерее Боргезе. Вы можете увидеть все четыре пластины, объединенные вместе, в Музее римской цивилизации, где представлены их копии.

Если сравнить эти изображения с рельефами на колонне Траяна, становится очевидным, что все они выполнены одним мастером или в одной мастерской.

Описание

Триумфальная арка Константина, Рим

Триумфальная арка состоит из трех заливов. Основная часть памятника возведена из блоков мрамора. Строение более 20 метров в высоту и 25 метров в ширину. Архитектурное сооружение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Здесь же установлены скульптурные композиции. Основания столбов украшены изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

Триумфальная арка, Рим

Второй порядок арки представлен восемью большими круглыми кругами, обрамленными красным камнем (порфиром). Изображения представляют собой несколько эпизодов из жизни императора Адриана. Каждый медальон в отдельности представляет собой сцену охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции изображают уход императора на охоту со свитой. Один из его товарищей держит лошадь за узду, другой ведет собаку на поводке. Участники рейда дерутся с медведем, кабаном и львом.

На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары богу леса Сильване, а также Аполлону, Гераклу и Диане. Тондо не имеют ничего общего с военными победами, но их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

Триумфальная арка Константина, Рим

Вдоль всей центральной части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Эта композиция выполнена довольно примитивно, в отличие от других барельефов. В линиях скульптур отсутствует четкость и пропорциональность. Эти сцены скорее идеологические, чем художественные. Командующий со своим войском идет в деревню, осаждает город, победоносно сражается с Максентием и затем входит в Рим. На другой стороне арки изображен император, раздающий людям деньги.

Триумфальная арка Септимия Севера.

Арка была возведена в 203-205 годах нашей эры в честь побед Септимия Севера над парфянами в 195 и 197 годах. Здание расположено к северо-востоку от Римского Форума, между Курией и Храмом Сатурна.

Арка имеет три пролета, из которых центральный по ширине и высоте превышает крайние. Все три пролета соединены двумя арочными переходами меньшего размера. Строительный материал: кирпичные плиты, травертин и мрамор. Арка частично пустотелая, так как содержит лестницу, ведущую в комнаты, находящиеся внутри чердака.
Римские монеты с изображением триумфальной арки говорят нам о том, что над ней была квадрига с императором Септимием Севером, Каракаллой и Гетой (сыновьями императора).
Фасад арки украшают восемь выступающих колонн (по четыре с каждой стороны), опирающиеся на плиты с барельефами с изображением римских солдат и трофейных частей. Столбцы выполнены в сложном порядке. Над главным пролетом (в груди) изображена Виктория, летящая над генами времен года, а в груди боковых арок — речных богов. Чуть дальше фриз с триумфальным шествием императоров. Над боковыми сводами расположены четыре панели, на которых изображены наиболее значимые сражения с парфянами. В замках (пирамидальный или клинописный элемент стены в верхней части свода) арочных сводов прикреплены два изображения Марса (бога войны) в центральной арке и по два мужских и женских персонажа в боковых арках, начиная с который фигура Геракла.

На чердаке с двух сторон выгравирован текст в честь Септимия Севера и Каракаллы: «Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марко, Пия, Пертинаксу, Августу, отцу страны, Партиону, Арабу и Адиабене. Партия, Великий Понтифик, тринадцать раз провозглашал императором, в одиннадцатый раз, трижды консулом, проконсулом и императором Цезарь Марк Аврелий Антонин, сын Луция, Август, Пий, Феликс, шестикратный народный трибун, консул, проконсул, отец Отечество, лучшие и более могущественные правители для спасения государства и расширения владений римского народа и за их исключительные заслуги в стране и за рубежом — Сенату и римскому народу».

Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита в Риме — одна из старейших. На протяжении многих веков он служил образцом для подобных построек по всему миру.

История строительства и реставрации

В 70 году нашей эры римский император Тит победил еврейских неверных Иерусалима и вернулся домой не только с трофеями, но и с тысячами плененных евреев. Спустя 11 лет после этого события именно они построили триумфальную арку в честь уже умершего завоевателя.

Римская арка тита

Строительство началось по инициативе Домициана, идейного последователя Тито. Каменная арка должна была служить напоминанием о великом походе и взятии Иерусалима.

В средние века здание было практически разрушено, но в 1821 году его восстановили по указанию Папы Пия VII. Указание, подтверждающее этот факт, сохранилось на самой арке.

Особенности архитектуры

В Триумфальной арке Тита всего один пролет, но это не умаляет ее величия, ведь высота составляет почти 15,5 м, а ширина — 13,5 м. Ширина проема — 5,33 м.

Внимание туристов привлекает декор здания:

  • полуколонны;
  • барельеф с изображением императора на колеснице;
  • латинская надпись о посвящении арки Титу;
  • барельефы, увековечивающие военный поход императора;
  • фигурки богини Виктории;
  • барельеф, изображающий уход римского государя в иной мир, его обожествление.

Украшение внутри проема

Триумфальная арка в Риме была облагорожена и украшена не только со стороны фасада, но и внутри проема.

Любой желающий может увидеть здание со всех сторон и насладиться видом близлежащего Колизея.

Где находится и как добраться

Триумфальная арка Константина расположена в центре Рима недалеко от Колизея и Римского форума. Туристы могут воспользоваться услугами метро, ​​прибыв на станцию ​​Solosseo. До арки можно добраться на общественном транспорте. К достопримечательностям ходят автобусы.

Барельефы Марка Аврелия

На чердаке и на фасадах здания восемь барельефов времен правления Марка Аврелия. Их положение парно по обе стороны от надписи. На прямоугольных мраморных плитах высотой около трех метров изображены сцены из сражений Марка Аврелия, которые происходили во второй половине II века против германских народов — квадов и маркоманов.

Барельефы южного фасада арки

  • Rex datus — представление побежденного государя Марку Аврелию;
  • Каптиви — узники императора;
  • Адлокутио — император со своим войском;
  • Люстрацио — это жертва на поле битвы.

Барельефы северного фасада арки

  • Адвентус — прибытие императора в Рим;
  • Profectio — отъезд из Рима;
  • Либералитас — раздача денег народу;
  • Клеменция — император и поверженный правитель германских народов.

История арки

Его строительство началось в том же 312 году и закончилось через три года. Сенат приказал строительство. Триумфальная арка была завершена ко дню 10-летия правления Константина — 25 июля. Предполагается, что раньше арка также была украшена квадригой, исчезнувшей после нашествия вестготов в 410 году. Благодаря широкому распространению времени в барельефах можно проследить развитие архитектурной мысли над течение нескольких веков. Это настоящий музей римского искусства. Арка также представляет особую ценность, потому что это последнее древнее здание до того, как христианство было объявлено официальной религией по всей стране.

Оформление аттика

Триумфальная арка, Рим

Верхний уровень арки считается настоящим шедевром древнеримского искусства. Отдельно стоящие статуи на колоннах привлекают внимание. Это фигуры врагов, покоренных императором Траяном. Скульптуры одеты в длинные штаны, плащи и остроконечные шляпы, свидетельствующие об образах варваров. Ведь римляне носили только тоги. Представители древних племен изображены в побежденных позах: головы опущены, руки сцеплены. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской кавалерии и нападение легиона на варваров.

Чердак северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую ситуацию в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры выполнены с большой точностью мелких деталей. Император одет в разную одежду: короткую тунику, плащ или походный плащ. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и с оружием. Барельеф изображает сцену, когда правитель обращается к армии с стимулирующей речью.

Композиция, повествующая о допросе пленного немецкого лидера, впечатляет. Рядом информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военной кампании, раздачу денег людям и обряд очищения жертвоприношениями. Центральную часть чердака украшает надпись, выражающая благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнета.

Что посмотреть

Из трех арочных памятников, расположенных вокруг Римского форума, Триумфальная арка Константина является самой большой. Его высота 21 метр, а два других возвышаются над Вечным городом всего на 15 и 16 метров. Все три пролета выполнены из мрамора, а наверху — кирпичная стена, также облицованная мрамором.

Триумфальная арка Константина - одно из самых высоких древних зданий Рима

Триумфальная арка Константина — одно из самых высоких древних зданий Рима

Арка богато украшена лепниной и барельефами, на которых изображены разные эпизоды из жизни Константина: торжественное возвращение в Рим, допрос военнопленных, сцены ритуальных жертвоприношений и т.д. Реально изображенных барельефов. Адриан, там были фигуры других правителей, но мастера заменили головы главных героев в каждой композиции.

Барельефы, изображающие моменты из жизни императора Константина Великого

Барельефы, изображающие моменты из жизни императора Константина Великого

Однако некоторые элементы декора все же создавались специально для нового императора. Например, медальоны на боковых стенах, где можно увидеть богов Солнца и Луны, относятся к его эпохе. При этом был сделан фриз с несколькими эпизодами войны с Максенцием — присмотревшись, можно узнать хронологию событий, начиная с ухода войск нового императора из Милана и заканчивая речью к народ после победы.

Барельефы, посвященные победе над деспотом Максенцием

Барельефы, посвященные победе над деспотом Максенцием

Интересно: на Триумфальной арке с обеих сторон есть надпись, в которой говорится, что Сенат и римляне посвящают этот памятник Константину, «одухотворенному божеству». Эта формулировка в подписи была попыткой найти баланс между язычеством и новым христианством, потому что этот император был первым христианским правителем Рима.

Надпись на центральном чердаке арки, свидетельствующая о том, что Сенат и римляне посвящают этот памятник Константину, «одухотворенному божеству»

Надпись на центральном чердаке арки, свидетельствующая о том, что Сенат и римляне посвящают этот памятник Константину, «одухотворенному божеству»

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Арка Септимия Северуса

Арка Септимия Севера в Риме была возведена в 203 году в честь императора Севера. Это одна из трех сохранившихся триумфальных арок Римского форума. Он был построен в честь победы северного императора в Парфии (ныне частично Иран и Ирак).

Северная арка имеет высоту 23 м и ширину 25 м, плюс три нефа: центральный — 12 м, остальные — 7 м 80 см. Изначально через центральную арку проходила лестница. В четвертом веке его заменила дорога.

Рельефные панели и надписи

Рельефы вверху изображают различные фазы войны между римлянами и парфянами. На других панелях изображен пленение варваров римлянами.

Интересный факт! Изначально арку венчала бронзовая квадрига со статуями Императора Севера и его сыновей Каракаллы и Геты. Бронзовые надписи на арке, посвященные Септимию Северусу и обоим его сыновьям, но после смерти своего отца Каракалла убил Гету и стер его имя с арки.

Реставрация

Триумфальная арка Септимия Севера — хорошо сохранившийся памятник Римского форума, а все благодаря тому, что в средние века она была пристроена к старой церкви.

Позже церковь перенесли на другое место, но все же защитили арку от разрушения. Хотя части других памятников, таких как Колизей, использовались для строительства дворцов римского Возрождения, Арка Септимия Севера осталась нетронутой.

В средние века и до 18 века, когда начались раскопки Римского форума, большая часть арки была засыпана землей и обломками. Сегодня это один из самых уникальных и впечатляющих римских памятников.

Как добраться

Арка Септимия Севера расположена на Римском форуме, недалеко от Колизея. Воспользуйтесь метро (остановка Colosseo): линия B. Для посещения форума необходимо заплатить 16 евро. Это одна из трех самых популярных достопримечательностей Рима с билетом в один конец, который иногда очень сложно купить на месте из-за очередей. Поэтому рекомендуем заранее покупать билеты онлайн на сайте, чтобы вы также могли воспользоваться хорошим русским аудиогидом.

Архитектура

Арка включает три пролета: самый большой — центральный (высота 11,5 м), а в боковых частях — второстепенные порталы. Строение имеет высоту 21 метр и ширину 25,7 метра.

Арка Константина

Для строительства использовались в основном мраморные блоки. Мансарда, расположенная в верхней части, кирпичная, но облицована мрамором.

Сполии

Скульптурные и рельефные элементы, представленные в конструкции арки, были перенесены с более старых памятников. Таким образом, арка объединяет в себе ряд древних фрагментов.

Это так называемые сполии, характерные для поздней античности и средневековья. Декоративные элементы древних памятников были сломаны и использованы для строительства новых построек.

В чем причина использования споли на Триумфальной арке? Некоторые связывают это с упадком древнеримского искусства в 4 веке, хотя в настоящее время эта версия вызывает большие споры.

Другие склоняются к мнению, что на создание новых элементов декора просто не было времени — арку заказали возвести всего за три года.

По другой версии, создатели пытались поставить Константина в один ряд с Траяном, Адрианом и Марком Аврелием. Таким образом, они намеревались создать положительный образ императора.

Аттик и барельефы

Вверху арки видны восемь барельефов. Они были перенесены из памятника, созданного во время правления Марка Аврелия Антонина во 2 веке нашей эры.

Изображения посвящены битвам Марка Аврелия против квадов и маркоманов — древних германских племен.

Что означают барельефы на южной стороне:

  • представление поверженного германского вождя императору;
  • другие немецкие военнопленные;
  • обращение императора к армии;
  • жертвоприношение на поле боя.

На северной стороне другие сцены с императором:

  • возвращение из военного похода;
  • выезжая из Рима по Виа Фламиния);
  • жертвовать деньги гражданам;
  • допрос пленного немца.

Каменные плиты прямоугольной формы имеют высоту около трех метров.

Медальоны

Два медальона или тондо располагаются непосредственно над боковыми пролетами. Их создание восходит к временам императора Адриана (Публий Элий Траян Адриан). Каждый патрон имеет диаметр два метра.

интересно отметить, что голова Адриана на охотничьих рельефах заменена на голову Константина, а в изображениях жертвоприношений — на головы императоров Констанция I Хлора (Флавио Валерио Костанцо) и Флавио Личинио (Flavio Licinio).

Что изображено на медальонах с северной стороны:

  • сцена охоты на кабана;
  • обряд жертвоприношения Аполлону;
  • эпизод охоты на льва;
  • сцена жертвоприношения Гераклу.

Рельефы на южной стороне содержат следующие повествования:

  • выезд на охоту;
  • обряд жертвоприношения Сильвано;
  • эпизод охоты на медведя;
  • сцена жертвоприношения Диане.

Стороны памятника украшены иными изображениями: в восточной части можно увидеть рельеф бога солнца, в западной части — бога луны.

Колизей в Риме

Рельефный фриз

Между медальонами и началом боковых арок расположен горизонтальный рельефный фриз константиновского периода. Он посвящен теме похода императора против Максенция.

необходимо учитывать рельеф восточной части: сначала Константин уезжает из Милана, затем изображены сцены военного похода. Кроме того, в нем рассказывается о возвращении государя в Рим, его речи перед гражданами и предоставлении им денег.

Колонны

Глядя на арку, обращают на себя внимание коринфские колонны: по четыре с каждой стороны. Они занимают основной уровень конструкции, заканчиваясь перед мансардой. Изготовлен из желтого мрамора из Нумидии, области, которая существовала в Северной Африке.

В основании колонн украшены барельефы, относящиеся к периоду правления Константина:

  • на лицевой стороне можно увидеть изображение Виктории;
  • со стороны — военные Древнего Рима и их пленники.

Каждая колонна увенчана статуями даков, принадлежавших к фракийским племенам. В боковых частях мансарды размещены рельефные изображения, символизирующие победу над даками.

Считается, что изначально эти скульптуры находились на Форуме Марка Ульпия Нервы Траяна).

Занимательные факты

  1. Многие рельефы были сняты с других построек раньше. Композиции IV века не очень удачно смотрятся на фоне более ранних работ и даже как-то свидетельствуют об упадке архитектуры. Они вызывают чувство высокомерия.
  2. Кроме того, барельефы разных построек можно объяснить тем, что рабочих поместили в очень неволе временные рамки — построить такую ​​грандиозную арку всего за три года.
  3. Близко к нему финишировали участники марафона на Олимпийских играх 1960 года.
  4. Когда в 2007 году началось строительство станции метро, ​​на Палатинском холме были найдены сокровища императора Максенция. Видимо перед боем он их спрятал.
  5. В декоре присутствуют детали времен правления императоров Траяна, Адриана и даже Марка Аврелия, что было символично — так что Константин тоже казался «хорошим императором».

Тондо Адриана на Арке Константина

Оба фасада Триумфальной арки Константина украшают восемь барельефов в виде круглых мраморных медальонов. Их размещают попарно над небольшими пролетами. Каждый из них чуть более двух метров в диаметре. На барельефах изображены сцены охоты и языческие обряды жертвоприношений.

Сюжеты тондо южного фасада арки

  • Подготовка к охоте
  • Жертвоприношение Сильване
  • Охота на медведя
  • Жертвоприношение Диане

Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки

  • Охота на кабана
  • Жертвоприношение Гераклу
  • Жертвоприношение Аполлону
  • Охота на льва

3 Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

Невозможно представить триумфальные арки Рима без арки Септимия Севера. Как и Арка Константина, здесь есть трехпролетная арка, довольно хорошо сохранившаяся до наших дней.

Арка Септимия расположена, как арка Тита, на древней Виа Сакра, в северной части Римского форума между Курией и Рострой. Она красивая:

  1. Памятник был установлен в 205 году нашей эры в честь побед императора Септимия Севера, а также Каракаллы и Геты (его сыновей) над Парфией в двух военных эпизодах 195-203 годов.
  2. Арка сложена из кирпича и травертина (известняковый туф).
  3. Поверхность отделана мраморными плитами.
  4. В высоту — более 20 м, в ширину — чуть более 23 м и в глубину — чуть более 11 м.
  5. С обеих сторон арка украшена надписями, восхваляющими северного римского императора и его семью.
  6. Во внутреннем пространстве арки, между пролетами, изображена богиня победы Виттория и эпизоды сражений.
  7. Кроме того, с двух сторон памятник украшают сдвоенные колонны с элементами разного порядка.

До этого памятник также украшали скульптуры Севера с его детьми, но они не сохранились до наших дней.

Триумфальная арка Септимия Севера

Монументальный фонтан

Недалеко от арки находился фонтан Мета Судан, а точнее, некоторые его фрагменты, сохранившиеся до наших дней.

В римские времена он служил плавательным бассейном для гладиаторов. Это была цилиндрическая конструкция с парящим конусом, увенчанным шаром.

Фонтан был построен во время правления династии Флавиев в 1 веке и был остановлен в 5 веке из-за загрязнения канализации.

Оцените статью
Блог об Италии