- Рафаэль – имя великого художника
- Правда ли Рафаэль писал Деву Марию со своей возлюбленной?
- Картина «Сикстинская Мадонна»: символы, зашифрованные в ней
- Мадонна и ее прототипы
- Святая Варвара
- Загадка мантии святого Сикста
- Шесть пальцев Сикста
- Тиара
- Облака
- Зеленый полог
- 5. Моделью для Сикстинской мадонны послужила любовница Рафаэля!
- Три иконы космонавта Леонова: первую от него спрятали, вторая открывала двери и летала в космос, третью он написал сам
- Создание «Сикстинской Мадонны»
- Интересные факты
- Сколько «Мадонн» написал Рафаэль?
- Что побудило художника взяться за «Сикстинскую Мадонну»?
- 6. Фон «Сикстинской мадонны» содержит множество изображений херувимов
- А кто это слева от Мадонны?
- 3. «Сикстинская мадонна» создавалась как заалтарный образ
- Почему ангелы на картине такие упитанные?
- В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери
- Почему эта Мадонна — Сикстинская?
- Загадки картины
- Что означает жест папы Сикста на картине?
- На что в картине обратить главное внимание?
- 4. Заказчик «Сикстинской Мадонны» — папа римский Юлий II
- 7. Два ангелочка в нижней части холста стали мировыми знаменитостями
Рафаэль – имя великого художника
В отличие от многих известных художников, Рафаэль прожил счастливую жизнь. Судьба была благосклонна к этому человеку, названному в честь одного из ангелов («Рафаэль» — итальянская интерпретация имени «Рафаэль»). Мастер много и плодотворно работал, еще при жизни получил признание народа. Великий художник родился в 1483 году. Помощником отца стал зрелый Рафаэль Санти, который считал рождение сына настоящим подарком. Санти-старший занимался росписью алтарей и, не сомневаюсь, с ранних лет привил мальчику любовь к живописи.
Хотя фамилия Санти довольно хорошо известна, Рафаэль часто упоминает только его имя. Просто произнесите это, чтобы стало понятно, кто это. Как вы понимаете, таких мастеров очень мало.
Рафаэлло Санти «Автопортрет», 1506 г
Место написания: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
О Рафаэле можно встретить множество домыслов и изобретений — его личность всегда привлекала внимание. Не стоит пытаться приравнять его образ к некоему среднему портрету художника.
Он не предавался удовольствиям и не тратил деньги без колебаний, действительно, большую часть своей жизни Рафаэль был почти затворником, посвятившим свои мысли любимым работам и размышлениям на религиозные темы. Однако часто они приобретали от него своеобразную философскую «окраску”.
Правда ли Рафаэль писал Деву Марию со своей возлюбленной?
Говорят, что Рафаэль написал образ Девы Марии своей любимой натурщицей Маргаритой Лути (она была дочерью пекаря, и поэтому ее звали Форнарина — «пекарь»). Правда это или нет, сказать невозможно, тем более, что не совсем понятно, в каких отношениях состояли артист и Форнарина. Сразу после смерти Рафаэля эту женщину постригли в монахини «в память о Рафаэле» — это, в общем, все «доказательство». Версия о модели как прототипе Мадонны в целом выглядит не более правдоподобно, чем предположение, что перед Сикстинской Мадонной художница воплотила свое представление об идеале женственности, отдала дань памяти первому умершему мать…
Картина «Сикстинская Мадонна»: символы, зашифрованные в ней
Дэн Браун со своим бестселлером «Код да Винчи» побудил публику внимательно наблюдать за картинами художников эпохи Возрождения в поисках секретных сообщений, зашифрованных в символах и деталях картин.
Такой секретный код есть в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля. Вот символы, на которые следует обратить внимание:
Мадонна и ее прототипы
У Богородицы открытая позиция и лицо. Долгое время ученые считали, что Рафаэль нарисовал образ Пресвятой Богородицы своей любовницей Маргаритой Лути. Однако если присмотреться к картинам, на которых художник действительно изобразил эту женщину, то заметны несоответствия в геометрии лица и особенностях внешности.
По другой гипотезе, для фото позировала красавица Форнарина, дочь пекаря, которую любил Рафаэль. Поэтому этот образ пронизан такой нежностью, излучает внутреннее тепло и силу.
Святая Варвара
Девушка, принявшая христианство, стала жертвой отца-политеиста. Она была канонизирована и названа покровительницей Пьяченцы, где была размещена картина Рафаэля.
Загадка мантии святого Сикста
Дубовые листья и желуди вышиты на мантии Сан-Систо. Считалось, что он был покровителем семьи Делла Ровере, из которой происходили папа Сикст IV, построивший Сикстинскую капеллу, и Юлий II. Ровере в переводе с итальянского означает «дуб». Эти символы появились в вышивке на одежде персонажа картины Рафаэля.
Шесть пальцев Сикста
Предполагалось, что картина «Сикстинская Мадонна» займет пространство алтаря в монастыре. Поэтому Рафаэль позаботился о том, чтобы взгляд Пресвятой Богородицы был повернут немного вниз (зритель должен был смотреть на изображение снизу вверх) и палец правой руки Сикста указывал на распятие алтаря.
Долгое время ученые считали, что Рафаэль изобразил шесть пальцев на руке святого, таким образом кодируя его имя — Сикст. Однако при увеличении масштаба видно, что это оптическая иллюзия, мастерски созданная художником.
Тиара
Папская тиара изображена у ног святого в левом углу картины. Сикст стал папой в 258 году. Император Валериан приказал отрубить ему голову. Позже этот факт стал причиной канонизации Сикста.
На картине Рафаэля герой снял тиару — знак папской власти: она символизирует троицу Бога-Отца, Сына и Святого Духа, представленную в трех коронах. Таким образом, он выразил уважение и восхищение Богородицей и Иисусом, а на тиаре также есть символы дуба, обозначающие семью Ровере.
Облака
Необычны очертания облаков, по которым ходит Мария. Если присмотреться, можно увидеть, что это очертания детских голов. Рафаэль был гностиком. Согласно этому религиозному движению, облака символизировали души нерожденных детей.
Зеленый полог
В верхней части изображения художник изобразил зеленый навес. Он символизирует небеса, которые открылись и позволили Марии спуститься среди людей. Зеленый означал Божью благодать, его любовь и защиту.
5. Моделью для Сикстинской мадонны послужила любовница Рафаэля!
Самую известную Мадонну Рафаэлло смоделировала его возлюбленная Маргарита Лути, известная по прозвищу «Форнарина» («Ла Форнайя»). Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить женский образ картин «Донна Велата» и «Форнарин» с образом Сикстинской Мадонны.
Считается, что 37-летний Рафаэль внезапно заболел во время романа с Форнариной, после чего не смог вернуться к жизни, покинув этот мир. Стоит ли удивляться тому, что Сальвадор Дали изобразил свою жену и свою возлюбленную Галу, не отличавшуюся высокими моральными качествами, в образе Богородицы? У «божественного Дали», как говорится, был яркий пример в лице одного из его любимых художников: «божественного Рафаэля».
Справедливости ради отметим, что это была именно великая революция эпохи гуманизма: человек окончательно завоевал свое право на центр мироздания искусства, которое ранее принадлежало только богам. Поэтому «Сикстинская Мадонна», столь понятная и земная, стала бессмертным шедевром.
Три иконы космонавта Леонова: первую от него спрятали, вторая открывала двери и летала в космос, третью он написал сам
Создание «Сикстинской Мадонны»
Переломным моментом в биографии Рафаэля стала работа в мастерской Пьетро Перуджино, одного из известных мастеров эпохи Возрождения. Он часто поручает своим ученикам завершить начатую работу. Вероятно, именно под его руководством Рафаэль начал писать свои первые «Мадонны». Самым известным произведением художника, конечно же, стала «Сикстинская Мадонна», но всего у него было более трех десятков картин с таким сюжетом.
«Мадонна Систина» замыкает основную анфиладу залов Дрезденской галереи
Великолепный шедевр Рафаэля был создан примерно в 1513 году. Что необычно для того времени, картина написана не на деревянных панелях, а на холсте. Кроме того, само полотно считалось огромными (они 295 × 196 см). К этому времени художник уже нашел свой стиль, он создал множество работ с изображением Богородицы, приобретя бесценный опыт.
Картина «Мадонна Систина» была заказана Папой Юлием II. Появление полотна должно было ознаменовать включение Пьяченцы в состав Папского государства. Эти земли были завоеваны Францией.
Рафаэлло Санти Сикстинская Мадонна, 1513-1514 гг
Место живописи: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Интересные факты
Сикстинская Мадонна появилась в 1513 году, но точная дата создания шедевра не известна. Считается, что во время пребывания во Флоренции Рафаэль увидел Мадонну во сне. Он вспомнил детали ее одежды и необычный свет, исходящий от нее. С тех пор он старается воплотить в своих картинах с Богородицей чувство чистоты и любви, точнее передать образ Рафаэлю удалось в картине «Сикстинская Мадонна».
Картина предназначалась для алтаря церкви Сан-Систо, отсюда и название. Праведник жил в третьем веке, еще до разделения православной и католической церквей, поэтому в обеих он почитается как мученик. Многие созерцатели Сикстинской Мадонны обращают внимание на ее жест. Что это значит? По мнению большинства знатоков, он указывает на Крест, символ страдания, благодаря которому возможно спасение человечества.
Святая мученица Варвара — покровительница города Пьяченца. Его мощи хранились на территории церкви, для которой была написана картина. Обратите внимание на «мученический треугольник», в котором находится Мадонна с младенцем, как будто они указывают на их следующие страдания.
Изображенные на полотне херувимы (ангелы) получили особый статус. Их изображения неоднократно фигурировали в различных рекламных кампаниях. Свою «карьеру» они делают с 19 века. В то же время многие даже не догадываются, что они нарисованы на самой известной картине Рафаэля. Считается, что их изображение было скопировано двумя детьми, которых художник видел через окно пекарни.
принято считать, что у каждого изображения были прототипы:
- модель Мадонны стала близкая подруга Рафаэля по имени Форнарина. По другой версии, он нарисовал бы лицо своей любовницы Маргариты Лути;
- изображение Сан-Стикса было скопировано Папой Юлием II, племянником Сикста IV;
- художница скопировала Санта-Барбару с племянницы Джулии Орсини.
Однако среди исторических документов эта гипотеза не нашла подтверждения.
Почему изображение произвело на зрителя особое впечатление? Прежде всего, размер полотна, техника. Но главное, что никогда раньше художники не писали Богородицу в полный рост, тем более что Сикстинская Мадонна как бы идет навстречу зрителю. У него особый вид: он направлен и немного вниз, потому что автор предполагал, что на него всегда будут смотреть снизу вверх.
Если присмотреться к облакам за Мадонной, можно заметить множество ангельских ликов. Поэтому ангелы у подножия Богородицы — не единственные на полотне. Господь незримо присутствует. Об этом свидетельствует раскачивание, словно на ветру, одежды и шляпы на голове Мадонны.
Зеленая занавеска вызывает массу вопросов, а значит и догадок. Вероятно, это завеса, разорванная надвое в момент смерти Иисуса Христа на кресте. Именно она открывает человеку вход в Царство Божие.
В 1754 году картину «Мадонна Систина» церковь купил Федерико Аугусто III. До начала Второй мировой войны он хранился в Дрезденском музее. Затем она была спрятана вместе с другими шедеврами в специальном убежище, где ее нашли советские солдаты в 1945 году. Таким образом, «Сикстинская Мадонна» оказалась в Советском Союзе, где ее отреставрировали и выставили в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 1955 году Сикстинская Мадонна была возвращена в Дрезденскую галерею, где она стоит и по сей день.
Сколько «Мадонн» написал Рафаэль?
Рафаэль несколько лет работал в мастерской Пьетро Перуджино, другого известного мастера итальянского Возрождения. Магазин был огромен, и великий Перуджино часто давал своим ученикам доводить заказанные ему работы. Вероятно, у молодого Рафаэля тоже была возможность. Именно здесь, под руководством — и, вероятно, не без влияния — Перуджино, он начал писать свои Мадонны. Всего за свою жизнь он напишет более трех десятков!
Мадонна с Щеглом — одно из красивейших произведений Рафаэля флорентийского периода
В возрасте двадцати лет он отправился во Флоренцию, город, где, казалось, процветали самые прекрасные плоды европейского искусства. Однако Рафаэль пробыл во Флоренции недолго. Вскоре он обнаружил, что слава Флоренции как культурной столицы мира больше не полностью соответствует нынешнему положению дел. Уцелевшие художественные школы и художники в этом городе часто оказывались копиями знаменитых мастеров прошлого, и у них нечему было учиться — во всяком случае, Рафаэлю. Поэтому, когда художник, уже получивший свою первую известность, имел возможность встретиться с Папой Юлием II и пригласил его в Рим, художник с радостью воспользовался этим приглашением. Со временем Рафаэль стал главным художником папского двора и пользовался благосклонностью папы на протяжении всей своей жизни, даже после того, как Юлия II был заменен Львом X.
В Риме он создает самую известную из своих «Мадонн» — «Систину».
Что побудило художника взяться за «Сикстинскую Мадонну»?
Считается, что эта картина появилась в 1513 году, хотя точная дата неизвестна. Но предыстория появления этого изображения известна — его однажды рассказал сам Рафаэль своему другу. Однажды, живя во Флоренции, он не мог долго спать, а когда окончательно заснул, то увидел ту же Богородицу, предстающую перед ним в неописуемо прекрасном свете. Со временем детали видения в его памяти померкли, но на всю оставшуюся жизнь оставалось ощущение удивительной чистоты и великолепия, словно наполняя образ Пресвятой Богородицы изнутри. Все «Мадонны», которые писал Рафаэль того времени, были последовательными попытками приблизиться к тому идеалу красоты и чистоты, той невыразимо прекрасной идее, которая когда-то была ему открыта.
Сикстинская Мадонна
6. Фон «Сикстинской мадонны» содержит множество изображений херувимов
Фон «Сикстинской Мадонны» в верхней половине картины отнюдь не является абстракцией, как может показаться на первый взгляд. Присмотритесь — и вы найдете многоликие херувимов — небесных существ, которые вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу сущностями.
А кто это слева от Мадонны?
Слева (для нас с вами — справа) от Девы Марии Рафаэль изобразил святую мученицу Варвару — покровительницу Пьяченцы, часть мощей которой покоилась здесь, в церкви. Характерно, что Богоматерь и Младенец Христос на руках вписаны в «мученический» треугольник Рафаэля, как бы прообраз их мученичества.
3. «Сикстинская мадонна» создавалась как заалтарный образ
Сикстинская Мадонна была изготовлена Рафаэлем для алтаря в церкви бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Именно поэтому на фото мы видим двух других святых: Сан-Систо (слева) и Санта-Барбара (справа). Систо и Барбара известны как небесные покровители Пьяченцы.
Однако сегодня в церкви Сан-Систо можно увидеть только копию знаменитого произведения Рафаэля. В 18 веке саксонский курфюрст Август III наконец сумел приобрести шедевр Рафаэля и привезти «Сикстинскую Мадонну» в Дрезден, где она стоит и по сей день. Интересно, что в то время картина ни в коем случае не считалась самой известной работой Рафаэля, и сначала Август попытался приобрести другие, гораздо более известные работы Санти того времени, но безрезультатно.
Однако всего через несколько десятилетий после того, как «Сикстинская Мадонна» была включена в собрание Дрездена, ее слава затмила славу всех других шедевров в этой обширной коллекции предметов искусства, чему во многом способствовали восторженные отзывы о «Мадонне». «печально известного Гете.
Почему ангелы на картине такие упитанные?
Невозможно не обратить внимание на двух сытых ангелов на переднем плане: в прошлые века их пухлые фигуры стали чуть ли не «визитной карточкой» итальянского Возрождения. Часто они обращают внимание на самого Ребенка, чье тело тщательно написано, вплоть до складок рук и ног. Это действительно характерная черта искусства эпохи Возрождения: возвращение к античным формам, больше внимания, чем раньше, к физическому, к «телесной» стороне. Но это отнюдь не возврат к язычеству, как иногда слышат фанатики «чистой» духовности. Древний художественный язык позволяет Рафаэлю подчеркнуть, что Христос, ни на мгновение не перестав быть Богом, сошел на землю как истинный Человек, подобный нам во всем, кроме греха. А это уже важная богословская мысль.
Кстати, ангелы у ног Девы Марии — не единственные представители горного мира на полотне Рафаэля. Если присмотреться повнимательнее к облакам, на фоне которых ходит Богородица, становится понятно, что это ангельские лики. Даже сам Господь незримо присутствует на полотне: одежды Пресвятой Богородицы и покачивающиеся, словно от ветра, покрывала на ее голове — не что иное, как ключ к действию Святого Духа.
В тот год на Русь надвигалась тьма, но случилось чудо: история Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Почему эта Мадонна — Сикстинская?
«Мадонна Систина» предназначалась для алтаря монастырской церкви в честь Папы Сикста II в муниципалитете провинции Пьяченца, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в третьем веке, задолго до разделения католической и православной церквей, и в обеих странах он почитается как святой мученик. Титул «Папа» в те времена означал только «епископ города Рима».
Фасад и двор церкви Святого Папы Систо II в Пьяченце
Полотно было заказано Папой Юлием II Рафаэлю. Он был внуком одного из своих предшественников на римском престоле, Папы Сикста IV, который, в свою очередь, позаимствовал свое имя у христианского мученика III века.
Загадки картины
Собственная картина художника до сих пор вызывает множество вопросов у исследователей и ценителей искусства. Во-первых, загадкой остается образ главного героя. Кто позировал Рафаэлю для создания его прекрасной Сикстинской Мадонны»?
Некоторые историки считают, что натурщицей могла быть возлюбленная мастера Форнарина. Увы, история не сохранила даже имени девушки (в переводе с итальянского «Форнарина» означает «пекарь»), оставив только прозвище, полученное девушкой по профессии ее отца, пекаря.
Рафаэлло Санти «Форнарина», 1518-1519 гг
Место написания: Палаццо Барберини, Рим, Италия
Также существует легенда о страстной любви Рафаэля к Форнарину. Потрясенный ее красотой, художник предложил пекарю 3000 золотых монет, после чего тот привез ему свою дочь. Форнарина стала возлюбленной и натурщицей мастера, а ее образ встречается во многих произведениях Рафаэля.
Что с вами случилось после смерти художника? Кто-то утверждает, что Форнарина стала римской проституткой, кто-то — постригся в монахини.
Что означает жест папы Сикста на картине?
Сикстинская Мадонна стояла перед алтарем, сразу за Распятием. На это указывает рука Папы Сикста, изображенная справа (для публики — слева) от Богородицы. Святой мученик, встретивший в вечности Христа, увековеченного Рафаэлем, указывает на Крест, символ страдания, через который может быть осуществлено только спасение человека.
Сегодня, когда картина находится в Дрезденской галерее, значение жеста папы Сикста не так ясно. И для прихожан церкви Пьяченцы это было совершенно очевидно.
На что в картине обратить главное внимание?
Первое, на что обращает внимание каждый зритель, — это глаза Девы Марии и Младенца Иисуса, которые сразу привлекают наше внимание. Это глаза, полные печали, глаза, которые заранее знают будущее, но в то же время они добрые и любящие. Поражает не по-детски серьезный взгляд Младенца, пришедшего в мир спасти людей, тех самых, которые пригвоздят его к Кресту. Также поражает глубина взгляда очень молодой Девы, которая хорошо помнила пророчество Симеона Богоприимца: вот, это о падении и восстании многих в Израиле и о теме спора — и оружие будет пройти за вас через душу, — да проявятся мысли многих сердец (Лк 2: 34-35).
4. Заказчик «Сикстинской Мадонны» — папа римский Юлий II
Заказчиком «Сикстинской Мадонны» был сам Папа Юлий II, главный покровитель искусства своего времени, филантроп, благодаря поддержке которого были титаны Возрождения, такие как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэлло Санти из Урбино смогли полностью реализовать свои таланты.
Гипотеза, согласно которой папа Юлий II заказал «Сикстинскую Мадонну» для своей гробницы, широко распространена с 18 века. Именно по этой причине сам Папа позировал Сан-Систо, а его племянница Джулия Орсини (Giulia Farnese) — Санта-Барбаре. Джулия Орсини, кстати, была любовницей другого папы Римского — Александра VI и прославилась своей страстью и красотой, над которыми время не имело власти.
В пользу этой версии говорит тот факт, что желуди изображены на одежде Сан-Систо, что недвусмысленно указывает на Папу Юлия (в мире Джулиано делла Ровере, а «rovere» в переводе с итальянского означает «дуб»)
7. Два ангелочка в нижней части холста стали мировыми знаменитостями
Когда «Сикстинская Мадонна» приобрела мировую известность и была тщательно изучена во всех деталях, публика не могла не заметить пару очень очаровательных и грустных ангелов, помещенных в нижней части картины (предположительно на крышке гроба).
«Боже, какие они милые!», — воскликнула толпа, и ангелы в мгновение ока стали мировыми знаменитостями.
Их изображение скопировали все. Изготовлены открытки, плакаты и репродукции с их изображениями. Ангелы Рафаэля оплакивали коробки конфет и девчачьи обложки альбомов, винные этикетки и вывески похоронного бюро — и даже сосиски! Они были пугающе вездесущи и, в конце концов, их просто ненавидели, как они почти ненавидели… саму «Сикстинскую Мадонну»!