Микеланджело Буонарроти: творчество и краткая биография

Микеланджело был не только художником, но и поэтом

Микеланджело был не только художником, но и поэтом

Микеланджело наиболее известен своими скульптурами и знаменитыми картинами в Сикстинской капелле. Не все знают, что он тоже писал стихи. Всего до нас дошло 300-500 его стихотворений, демонстрирующих несомненный талант Микеланджело как поэта. Наиболее частыми темами его стихов были секс и романтика. Он также говорил о старении и даже написал несколько стихов о своем гиперактивном мочевом пузыре! Однако ни одно из стихотворений или сонетов Микеланджело не было официально опубликовано при его жизни. ×

Микеланджело порекомендовали для росписи Сикстинской капеллы, чтобы испортить его карьеру

Микеланджело посоветовали расписать Сикстинскую капеллу, чтобы разрушить его карьеру
Когда Микеланджело было поручено расписать интерьер Сикстинской капеллы, он был известен своими скульптурными работами. Папа Юлий выбрал Микеланджело, потому что его посоветовал другой художник: Рафаэлло Санти. Но Рафаэль дал Микеланджело рекомендации не из дружеских соображений, а как раз наоборот. Рафаэль, у которого были очень натянутые отношения с Микеланджело, увидел возможность разрушить карьеру своего оппонента. Зная, что живопись — не главная специальность Буонаротти, Рафаэль решил, что результат будет ужасным и подорвет творческую карьеру Микеланджело как художника. Санти также согласился с Папой Юлием, что позже он исправит ошибки Буонаротти. Но, к счастью, исправить было нечего.

ЗАКАЗЫ ОТ РИМСКИХ ПАП

Однако он прибыл к месту назначения только в январе 1506 года, проведя несколько месяцев в карьерах Каррары, где он выбрал мрамор для гробницы Папы Юлия II, заказанного ему.

Каррарские карьеры сегодня
Каррарские карьеры. Добыча мрамора
Каррарские карьеры
Белый каррарский мрамор

Изначально планировалось украсить его сорока скульптурами, но вскоре папа потерял интерес к этому проекту и в 1513 году умер. Между художником и родственниками погибшего завязался долгий спор. Однако в 1545 году Микеланджело закончил работу над гробницей, которая оказалась лишь бледной тенью первоначального проекта. Сам художник назвал этот рассказ «трагедией могилы».

Микеланджело. Первоначальный проект гробницы Папы Юлия II
Микеланджело. Могила Папы Юлия II
Микеланджело. Вторая версия гробницы Папы Юлия II

Но другой орден Папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Это была роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Она была выполнена художником между 1508 и 1512 годами. Когда фреска была представлена ​​публике, она была признана произведением сверхчеловеческой силы

.Микеланджело. Свод потолка Сестинской капеллы. Общий вид. 1508-1512
Микеланджело. Пророк Иоиль. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. 1508-1512
Микеланджело. Пророк Иезекииль. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. 1511
Микеланджело. Пророк Даниил. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент
Микеланджело. Пророк Иеремия. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. OK. 1512
Микеланджело. Езекия, Манассия и Амон. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. OK. 1508-1511
Микеланджело. Джесси, Давид и Соломон. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. 1511
Микеланджело. Иосия, Иекония и Салафиил. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент.

Лев X (Медичи), сменивший папу Юлия II на папском престоле, в 1516 году приказал Микеланджело спроектировать фасад церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Его версия была отвергнута в 1520 году, но это не помешало художнику получать дальнейшие заказы для той же церкви. Первую он начал строить в 1519 году, это была гробница Медичи. Второй проект — это знаменитая Лаврентьевская библиотека по консервации книг и рукописей, принадлежащих семье Медичи. Занимаясь этими проектами, Микеланджело большую часть времени оставался во Флоренции.

Микеланджело. Капелла Медичи. Интерьер салона

Микеланджело. Капелла Медичи. Джулиано де Медичи

Микеланджело. Галерея двора Лаврентьевской библиотеки
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Атриум с парадной лестницей
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Потолок холла
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Парадная лестница в холле
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Парадная лестница в холле. Перила и ступеньки

В 1529-1530 годах он отвечал за оборону города от войск Медичи (они были изгнаны из Флоренции в 1527 году). В 1530 году Медичи вернул себе власть, и Микеланджело, спасая свою жизнь, бежал из города. Однако папа Климент VII (тоже из семьи Медичи) гарантировал безопасность Микеланджело, и художник вернулся к прерванной работе.

Микеланджело создал оборонительные стены во Флоренции

Микеланджело создал оборонительные стены во Флоренции
Микеланджело любил свою малую родину, Флоренцию, и даже спроектировал для нее городские укрепления. В 1527 году правящая семья Медичи была изгнана, и к власти пришло республиканское правительство. Микеланджело предложили пост директора городских укреплений. Он проектировал городские стены и исследовал другие города Италии в поисках вдохновения. В конце концов были возведены укрепления.

Микеланджело работал с девятью римскими папами

Микеланджело работал с девятью папами
Карьера Микеланджело длилась 70 лет его жизни, и за это время он получил множество заказов от церкви.

За свою жизнь он работал с девятью разными папами как в личных, так и в общественных церковных комиссиях. Микеланджело работал над крупными проектами, такими как роспись Сикстинской капеллы и небольшими декоративными ручками ручной работы для Пап. Он получил свой первый заказ от папы Юлия II, а последним папой, на которого он работал, был Пий IV.

МИкеланджело включил себя в роспись Сикстинской капеллы

Микеланджело включил себя в картину Сикстинской капеллы
Микеланджело поставил свою подпись только на одной из своих работ: «Пьета», его первом скульптурном шедевре. Он был настолько хорош, что люди не верили в авторство молодого художника, поэтому он выгравировал свое имя на поясе Девы Марии. После этого на его картинах его подпись заключалась в том, чтобы воплотить себя в шедевр. Самый известный автопортрет — фреска Страшного суда на стене Сикстинской капеллы. Автопортрет Микеланджело написан на разорванной человеческой коже, которую Святой Варфоломей держит в руках.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который своей политической близорукостью разрушил республиканскую систему Флоренции. В то же время Италия подверглась нападению французской армии во главе с Карлом VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая распрями между фракциями, не сопротивлялась военному нападению и сдалась. Политическая и внутренняя ситуация в Италии накаляется до предела, что нисколько не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина едет в Венецию и Рим, где продолжает свои исследования и изучает статуи и скульптуры античности.

В 1498 году скульптор создал статую Вакха и композицию Пьета, которая прославила его во всем мире. Скульптура, на которой юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, была установлена ​​в церкви Сан-Пьетро. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который утверждал, что композицию «Пьета» создал Христофоро Солари. В ту же ночь молодой мастер в гневе пробрался в церковь и вырезал надпись на нагрудном поясе Марии. На гравюре было написано: «МИШЕЛЬ АНДЖЕЛУС БОНАРОТУС ФЛОРЕНТ ФАСИБАТ — это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».

Вскоре он пожалел о своем припадке гордости и решил больше не подписывать свои работы.

В возрасте 26 лет Майк приступил к невероятно сложной работе: слепил статую из 5-метрового блока разрушенного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Никто из мастеров не был более готов облагородить изуродованный мрамор. Только Микеланджело не испугался трудностей и через три года показал миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, полон энергии и внутренней силы. Скульптору удалось оживить холодный кусок мрамора.

Когда мастер закончил работу над скульптурой, была сформирована комиссия, которая определила местонахождение шедевра. Здесь произошла первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя назвать дружеской, ведь пятидесятилетний Леонардо многое проиграл молодому скульптору и даже вознес Микеланджело в ряды соперников. Видя это, юный Пьеро Содерини устраивает конкурс среди художников, поручив им роспись стен Большого совета в Палаццо Веккьо.

Да Винчи начал работу над сюжетной фреской битвы при Ангиари, а Микеланджело взял за основу битву при Кашине. Когда 2 эскиза были выставлены на всеобщее обозрение, ни один из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба мультфильма оказались настолько искусно обработанными, что чаша справедливости соответствовала таланту мастеров рисования и кисти.

Поскольку Микеланджело также был известен как блестящий художник, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. Для этой работы художника нанимали дважды. С 1508 по 1512 год он расписал потолок церкви площадью 600 квадратных метров сценами из Ветхого Завета от Сотворения мира до Потопа. Самая яркая картина здесь — первый человек — Адам. Изначально Майк планировал нарисовать всего 12 апостолов, но проект настолько вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года своей жизни.

Сначала художник расписывал потолок вместе с Франческо Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней рабочих, но затем в порыве ярости уволил своих помощников. Он также скрывал моменты создания шедевра от Папы Римского, который неоднократно пытался взглянуть на картину. В конце 1511 года Микеланджело был так измучен просьбами тех, кто жаждал увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих. Даже Рафаэль, впечатленный этой картиной, частично изменил свой стиль письма.

Работа в Сикстинской капелле настолько утомляет великого скульптора, что он пишет в дневнике следующее:

«После четырех лет пыток, сделавших более 400 фигур в натуральную величину, я почувствовал себя таким старым и усталым. Мне было всего 37 лет, и все мои друзья уже не узнавали старика, которым я стал».

Он также пишет, что из-за тяжелой работы его глаза почти перестали видеть, и жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело возобновил роспись стен Сикстинской капеллы. На этот раз он создает фреску «Страшный суд», вызвавшую бурю возмущения прихожан. В центре композиции Иисус Христос изображен в окружении обнаженных людей. Эти человеческие фигуры представляют грешников и праведников. Души верующих поднимаются ангелами на небеса, а души грешников собираются Хароном на своей лодке и ведет их в ад.

Протест верующих вызвала не сама картина, а обнаженные тела, которых не должно быть в священном месте. Были неоднократные просьбы об уничтожении самой большой фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник выпал из леса, серьезно повредив ногу. Эмоциональный человек увидел в этом божественный знак и решил бросить работу. Только его лучший друг и даже врач, который помог пациенту вылечиться, мог его убедить.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств на содержание ребенка все же доверили содержание другой супружеской пары, Микки Мауса. Именно они научили будущего гения месить глину и работать долотом перед чтением и письмом. Сам Микеланджело сказал своему другу Джорджо Вазари:

«Если в моем таланте и есть что-то хорошее, так это то, что я родился в разреженном воздухе вашей земли Ареццо, и я взял резцы и молоток, с помощью которых я делаю свои статуи из статуи моей няни».

Микеланджело создал знаменитую статую Давида из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора. Драгоценный камень перешел из рук в руки только потому, что предыдущий владелец не мог работать с ним, поэтому он выбросил его.

микеланджело Давид foto_1

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и выставил ее в базилике Святого Петра, до автора дошли слухи, что молва приписывала эту работу другому скульптору, Кристофоро Солари. Затем Микеланджело выгравировал на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентинец Микеланджело Буонаротти». Позже он пожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

Великий учитель часто жаловался на потери и считался бедняком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и украшений. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело нажил состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние исчислялось десятками миллионов долларов.

В Сикстинской капелле Микеланджело расписал около тысячи квадратных метров потолка и задних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. В этот период здоровье мастера заметно ухудшилось: во время работы ему в легкие и глаза попало огромное количество краски. Микеланджело работал без помощников, целыми днями красил потолок, забывая о сне, и неделями спал в лесу, не снимая сапог. Но оно того стоило. Гете писал:

«Не видя Сикстинской капеллы, трудно иметь четкое представление о том, на что способен человек».

Зимой 1494 года во Флоренции выпал сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро Медичи, вошедший в историю как Пьеро Несчастный, позвонил Микеланджело и приказал ему вылепить снежную статую. Работа была завершена, и современники отметили ее красоту, но никаких сведений о внешности снеговика или о том, кого он изобразил, не сохранилось.

Микеланджело нарисовал Моисея с рогами на своей скульптуре. Многие историки искусства связывают это с неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай с табличками, израильтянам было трудно смотреть ему в глаза. Здесь в Библии используется слово, которое с иврита можно перевести как «лучи» или «рога». Однако, исходя из контекста, мы можем однозначно сказать, что речь идет о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогом .

Микеланджело ни разу не был женат

Микеланджело никогда не был женат
О личной жизни Микеланджело известно немного: на самом деле известно только то, что он писал любовные письма и сонеты. Кроме того, большинство его страстных любовных стихов было написано для молодежи.

Большинство стихов он получил от художника Томмазо деи Кавальери. Одним из немногих получателей была вдова Виттория Колонна. Колонна был поэтом, и кажется, что с годами они развили романтическую дружбу и вместе писали сонеты.

Микеланджело стал первым западным художником, о котором написали биографическую книгу

Микеланджело стал первым западным художником, написавшим биографическую книгу
Живописец и архитектор Джорджо Вазари был первым, кто при жизни опубликовал биографию Микеланджело. Однако композиция Вазари не впечатлила художника, и он попросил своего помощника Асканио Кондиви написать о нем книгу. Это резюме было написано в 1553 году, и историки считают, что оно составлено с учетом пожеланий художника.

Флоренция периода республики.

После вторжения французов в 1494 году Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции была установлена ​​де-факто теократия проповедника Савонаролы. В 1498 году после происков флорентийских лидеров и папского престола Савонарола и двое его последователей были приговорены к смертной казни. Эти события во Флоренции напрямую не повлияли на Микеланджело, но вряд ли оставили его равнодушным.

Савонарола, вернувшаяся в средневековье, была заменена светской республикой, для которой Микеланджело создал свое первое важное произведение во Флоренции, мраморную статую Давида (1501–1504, Флоренция, Академия). Колоссальная фигура высотой 4,9 м вместе с основанием, должно быть, стояла рядом с собором.

Образ Давида был традиционным во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. Напротив, Микеланджело нарисовал момент перед боем. Дэвид стоит с перекинутой через плечо перевязью, сжимая в левой руке камень. Правая часть фигуры напряжена, а левая слегка расслаблена, как спортсмен, готовый к действию. Образ Давида имел особое значение для флорентийцев, а скульптура Микеланджело привлекала всеобщее внимание. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Место в соборе оказалось неподходящим, и комитет граждан решил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, Палаццо Веккьо, перед которым сейчас существует копия.

Возможно, при участии Макиавелли в те же годы был задуман еще один грандиозный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело получили заказ на создание двух грандиозных фресок для зала Большого совета в Палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев в Палаццо Веккьо. Ангиари и фермерский дом. Сохранились только копии мультфильма Микеланджело из Кашинской битвы. На нем была изображена группа солдат, бросившихся к оружию, когда на них внезапно напали враги, купаясь в реке. Сцена напоминает битву кентавров; изображает обнаженные фигуры во всевозможных позах, которые интересовали мастера больше, чем сам сюжет. В мультфильме Микеланджело, наверное, не хватило ок. 1516; согласно автобиографии скульптора Бенвенуто Челлини, он был источником вдохновения для многих художников.

Из того же периода (ок. 1504–1506) — единственная картина, несомненно принадлежащая Микеланджело, «Тондо Мадонна Дони» (Флоренция, Уффици), в которой отразилось стремление передать сложные позы и пластическую интерпретацию форм человеческого тела. Мадонна наклонилась вправо, чтобы усадить Младенца на колени Иосифу. Единство фигур подчеркивает жесткая лепка драпировки с гладкими поверхностями. Слабо детализирован пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной.

В 1506 году Микеланджело начал работу над статуей Маттео Евангелиста (Флоренция, Академия), которая должна была стать первой из 12 апостолов Флорентийского собора. Эта статуя осталась незавершенной, поскольку два года спустя Микеланджело отправился в Рим. Фигура была вырезана из куска мрамора, сохраняя свою прямоугольную форму. Выполняется в сильном контрасте (динамическая неуравновешенность позы): левая нога приподнимается и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Физическая энергия переходит в духовную энергию, сила которой передается крайним напряжением тела.

Флорентийский период творчества Микеланджело ознаменовался почти лихорадочной деятельностью мастера: помимо перечисленных выше работ он создал два рельефных круга с изображениями Мадонны (Лондон и Флоренция), в которых использована разная степень завершенности создать выразительный образ; мраморная статуя Мадонны с младенцем (собор Нотр-Дам в Брюгге) и несохраненная бронзовая статуя Давида.

МАДОННА С РЕБЕНКОМ. Собор Парижской Богоматери, Брюгге, Бельгия

Роспись в Римской церкви в Ватикане

Произведение, которое удивило многих, в том числе художника Рафаэля, — это картина в римской церкви в Ватикане. Микеланджело работал над этим произведением около 4 лет. Он рисовал сцены из Ветхого Завета. Первый эпизод — «Сотворение мира», и так до «Потопа» есть несколько эпизодов. Он дважды брался за эту картину; Покраска потолка храма заняла много времени. Изначально художник планировал нарисовать 12 апостолов, но, вдохновленный процессом, он продолжает работать дальше и создает гораздо больше изображений. Самым ярким в римско-церковной живописи является Адам.

Фреска

После этих четырех лет росписи церкви здоровье мастера пошатнулось. В биографии Микеланджело наступил непростой период: художнику стало хуже видеть, он почувствовал усталость и истощение. Написав более 400 фигур в полный рост, он был настолько истощен и постарел, что даже друзья не узнали его, хотя ему тогда было всего 37 лет.

Микеланджело Буонарроти — биография

Микеланджело Буонарроти — итальянский скульптор, архитектор, художник. Автор скульптур «Вакх», «Давид», «Пьета», статуй Лии и Рахили, Моисея и фресок, украшающих потолок Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонарроти называют самым удивительным и непостижимым мастером эпохи Возрождения. Он настоящий универсал: великий скульптор, блестящий живописец, поэт, архитектор, мыслитель. Его творения воспевают физическую и духовную красоту человека, его поистине безграничные возможности. Он был первым из скульпторов, который познакомился со строением человеческого тела и вырезал его из мрамора, показывая всем, насколько красиво человеческое тело. Многие планы и задумки мастера так и не были реализованы, большая часть его наследия не сохранилась до наших дней, хотя то, что осталось после него, поражает своим величием и красотой.

Детство

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в итальянском городе Карпезе. Он стал вторым сыном мэра этого городка Буонарроти Симони, представителя знатного рода. Предки Микеланджело по отцовской линии были очень успешными банкирами, но у его отца не было большого дохода. Пост мэра приносил мало денег, но заниматься физическим трудом он не хотел, считая, что это унизительно для его статуса. Через месяц после рождения второго ребенка отец подал в отставку, так как срок его полномочий истек. Семья решила переехать в родовое имение во Флоренции.

Портрет Микеланджело в молодости
Портрет Микеланджело в молодости

Мать мальчика звали Франческа, у нее было слабое здоровье, к тому же во время беременности ей удалось упасть с лошади. Женщина не могла кормить новорожденного, поэтому ребенка отправили к няне, жене каменщика, где он провел несколько лет своей жизни. Первыми игрушками Мики были камни и долото, мальчик научился укрощать кубики. Повзрослев, она сказала, что впитала любовь к камню с молоком приемной матери.

Мике было всего шесть лет, когда умерла ее мать. От такого удара судьбы ребенок получил большой стресс, его характер полностью изменился. Вместо доброжелательного и веселого ребенка появился раздражительный, замкнутый и нелюдимый человечек. Отец переживал за состояние мальчика, поэтому отправил его в школу «Франческо Галеота». Особого рвения к изучению школьных предметов мальчик не испытывает, но появляются друзья, благодаря которым он полюбил живопись.

В тринадцать лет Микеланджело сказал, что не хочет заниматься семейным бизнесом, он не будет банкиром. Он выразил желание продолжить обучение художественному мастерству.

В 1488 году он присоединился к братьям Гирландайо, благодаря которым он научился создавать фрески и изучил основы живописи.

Микеланджело год проучился в мастерской братьев, затем решил посетить сады Медичи, где продолжил изучать скульптуру. Там он привлек внимание итальянского государя Лоренцо Великолепного, заинтересовавшегося незаурядным талантом юноши. Работая в садах Сан-Марко, Мише знакомится с настоятелем церкви Нико Бичеллини, который щедро позволяет молодому человеку изучать человеческие трупы. В знак благодарности скульптор дарит священнику распятие с вырезанным на нем ликом Христа. Изучение скелетов и мускулов умерших помогло Микеланджело хорошо наблюдать строение человеческого тела, но здоровье самого скульптора было подорвано.

Творческая биография скульптора началась в 16 лет. Именно тогда он стал создателем двух рельефных скульптур: «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Эти ранние работы показали всем, что Микеланджело обладает необычным даром и что в будущем он добьется огромного успеха.

Творчество

После того, как Лоренцо Великолепный приказал долго жить, его сын Пьеро Медичи занял его место на троне. Его политическая близорукость привела к разрушению республиканской системы во Флоренции. Италия подвергается нападению французской армии во главе с Карлом VIII. В стране начинается революция. Флоренция капитулировала под натиском внутренних войн между фракциями. Ситуация в стране становится все более напряженной, и Микеланджело понимает, что он не может работать в таких условиях. Он уехал в Рим, затем в Венецию, где продолжил заниматься любимым делом: изучать древние скульптуры и статуи.

Микеланджело Буонарроти
Скульптура «Вакх»

В 1498 году Микеланджело представил свои новые творения: статую Вакха и художественную композицию «Пьета», прославляющую его имя во всем мире. Вторая композиция проходила в церкви Сан-Пьетро, ​​и через несколько дней скульптор услышал, как один из прихожан сказал второму, что это великолепие было работой Христофоро Солари. Гнев скульптора был настолько велик, что в ту же ночь он вошел в церковь и выгравировал ленту, украшавшую грудь Марии. Он написал, что авторство принадлежит Микеланджело Буонарроти из Флоренции.

На следующий день он уже стыдился своей гордости и с тех пор не подписывал свою работу.

С каждой новой работой скульптор усложнял свою задачу. Ему исполнилось 26 лет, когда он решил выполнить довольно сложное задание. Микеланджело решил вырезать статую из поврежденного куска мрамора высотой пять метров. Камень просто бросил один из его современников, отчаявшийся получить от него хоть что-нибудь. На эту шишку никто из мастеров тех лет не претендовал, поэтому путь для Мики был открыт. Он три года работал над своим новым шедевром, после чего статуя Давида во всем своем величии предстала перед изумленной публикой. Скульптура отличается сочетанием гармонии форм, энергии и внутренней силы. Он буквально оживил этот заброшенный кусок мрамора.

После завершения работы над этим шедевром была создана комиссия, которая должна была решить, кому принадлежит Дэвид. Так впервые встретились два таланта: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Встреча прошла не в дружеской атмосфере, Леонардо на тот момент исполнилось 50 и он понял, что является потенциальным соперником. По инициативе молодого Пьеро Содерини они решили организовать своего рода художественное соревнование между двумя художниками, и в качестве задания они должны были расписать стены Большого совета в Палаццо Веккьо.

Леонардо выбрал битву при Ангиари в качестве основы для своей фрески, а молодой скульптор сделал ставку на битву при Кашине. Спустя время оба эскиза были готовы и представлены критикам. Но никто не решился кому-либо отдать предпочтение, ведь обе работы оказались настолько искусными, что были признаны равными.




Фрески Микеланджело

Однако Микеланджело успел прославиться не только своим талантом скульптора, но и блестящим художником, поэтому его пригласили расписать римскую церковь в Ватикане. Он начал работать в этой церкви дважды. В 1508-1512 годах художник работал над росписью потолка церкви площадью 600 м2. Он представлял сюжеты Ветхого Завета до сотворения мира и до Потопа. Художнику удалось ярко передать образ первого лица — Адама. Изначально он планировал сосредоточиться только на 12 апостолах, но его настолько сильно вдохновил этот проект, что он работал над ним четыре года.

Портрет Микеланджело
Портрет Микеланджело

Вначале Микеланджело помогали Джулиано Бугардини, Франческо Гранакси и около сотни помощников. Но однажды он так разозлился, что уволил всех своих помощников. Художник не выставлял свои работы в процессе ее создания, он даже не пустил в церковь Папу, который очень хотел увидеть, что там происходит. И только в 1511 году, по настойчивым просьбам всех жаждущих полюбоваться творением его рук, художник приоткрыл таинственную завесу. Многие были шокированы увиденным, сам Рафаэль не скрывал своей радости и удивления. Знаменитый мастер даже пытался изменить собственный стиль.

Эта работа потребовала от Микеланджело много душевных и физических сил, в конце концов он записал в дневнике, что после такой титанической работы почувствовал фатальную усталость. Ему только что исполнилось 37 лет, и он уже выглядел как настоящий старик, которого не узнали даже его друзья.

Художник пожаловался, что практически ослеп и жизнь превратилась в серое и мрачное существование.

Второй раз Микеланджело начал работать в часовне в 1535 году. Он начал расписывать стены комнаты и создал одно из самых известных своих произведений: фреску «Страшный суд». Эта работа, с Иисусом Христом в центре и обнаженными людьми со всех сторон, вызвала настоящую бурю негодования среди прихожан. Фигуры частично принадлежали праведникам, которые возносятся на небеса, частично грешникам, которых Харон уводит в ад.

Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело
Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело

Верующие протестовали не против самой картины, а против обнаженных тел, которым, по их мнению, не было места в церкви. Все чаще звучали возгласы и призывы уничтожить это творение Микеланджело. Во время работы над полотном он упал с строительных лесов и серьезно повредил ногу. Художник воспринял это как знак и решил отказаться от дальнейшего создания шедевра. Только его лучшему другу врачу, который быстро поставил мастера на ноги, удалось убедить Микеланджело.

Личная жизнь

Во все времена поклонников знаменитости интересует не только их работа, но и личная жизнь. Великий скульптор не был исключением. Было сказано, что он был в близком родстве со своими натурщиками, то есть был гомосексуалистом. Эта версия может соответствовать действительности, ведь за всю свою долгую жизнь мастер ни разу не женился. Он считал, что искусство очень ревниво и требует от человека полной самоотдачи. Он считал его своей женой и своими работами еще детьми.

Портрет Виттории Колонны
Портрет Виттории Колонны

В жизни великого мастера была романтическая история, и она связана с женщиной. Это была маркиза Виттория Колонна, к которой Микеланджело был привязан всем сердцем. Она стала единственной женщиной, имя которой упоминается вместе с Микеланджело.

Их знакомство произошло в 1536 году, когда Виттория поселилась в Риме. Через несколько лет он уехал в Витербо из-за того, что его брат восстал против Павла III. Теперь они общаются исключительно с помощью букв, которые тоже остались в истории как памятник тех лет. Историки утверждают, что их связывала исключительно платоническая любовь, Виттория никогда не нарушала верности мужу, погибшему на поле боя. Только дружба связала маркиза с художником.

Смерть

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме. За несколько дней до завершения своего земного путешествия он избавился от незаконченных рисунков, зарисовок и стихов. Позже я пошел в небольшую церковь Санта-Мария-дель-Анджели, чтобы улучшить статую Мадонны. В последнее время его одолела мысль, что все его творения недостойны, а сам он не достоин попасть на Небеса, потому что не оставил ни одного потомка, только каменные статуи. Он решил, что ему просто нужно довести Богородицу до совершенства, чтобы покончить с земными делами.

Учитель потерял сознание от сильного напряжения и проснулся только на следующее утро. Художник как-то пришел домой, упал на кровать и, как только он продиктовал свое завещание, сразу умер.

Интересные факты

В биографии знаменитого скульптора эпохи Возрождения есть факты, о которых мало кто знает.

  • Микеланджело изучал трупы, потому что хотел создавать свои мраморные скульптуры до мельчайших деталей. Для этого он много времени изучал анатомию и много ночей проводил в монастырском морге.
  • Величайший художник не любил традиционную живопись. Пейзажи и натюрморты вызывали у него отвращение, он считал, что не на что тратить время, и всю жизнь создавал пустые картины для женщин.
  • Своим сломанным носом Микеланджело обязан своему учителю. Этот факт был отражен в его дневниках Джорджо Вазари, в которых подробно описан инцидент.
  • За последние 15 лет жизни художник преодолел сильную боль в суставах. Краски, которыми работал мастер, были ядовитыми, и он годами дышал парами.
  • Микеланджело прославился также как прекрасный поэт, создатель сотен сонетов, которые никогда не были опубликованы при его жизни.
  • Слава и богатство пришли к великому итальянцу еще при его жизни. Он узнал, что такое мировая слава, и сумел ею насладиться, в то время как многие его коллеги не испытывали такого счастья.

Скульптуры








Становление гения

Отец мальчика был бедным флорентийским дворянином из семьи мелких банкиров. Второй сын в многодетной семье, юный Микеланджело с ранних лет знал суровую реальность: отец воспитывал его у медсестры, так как средств на содержание большой семьи серьезно не хватало. Там Буонарроти научился обрабатывать глину и научился основам работы с долотом. Через некоторое время мальчика отправили в школу, но его больше интересовали уроки рисования, которые он получал, общение с художниками и переделка фресок и икон в церкви.

Первым серьезным художественным произведением Микеланджело Буонарроти стал рисунок, сделанный по гравюре Шонгауэра, когда он учился в мастерской братьев Гирландайо. Сначала молодой человек сделал копию гравюры, затем нарисовал ее, увеличил и раскрасил. По воспоминаниям одного из учеников, Микеланджело специально пошел в ряды рыб, чтобы детально изучить строение плавников, рыбьих хвостов и других элементов, а затем перенести увиденное на бумагу.
Проучившись в студии всего год, Буонарроти перешел в художественную школу, открытую Лоренцо Медичи. Здесь, помимо живописи, он начал постигать секреты скульптурного мастерства. Войдя в дом Медичи, Буонарроти познакомился с роскошной коллекцией, в которую вошли не только работы Мазаччо, Донателло, Джотто, но и античных авторов. То, что он увидел, оказало огромное влияние на более поздние работы Микеланджело Буонарроти: он понял, что скульптура и живопись значительно отличаются друг от друга не только по форме, но и по своему внутреннему содержанию. Если художник, рисуя картину, фиксирует то, что он видит на холсте, интегрируя это со своими внутренними эмоциями, то скульптор полагается в основном на свое внутреннее видение и придает каменному блоку соответствующую форму.

Получив приличное художественное образование, Буонарроти начал путешествовать по стране. Он получал заказы от представителей высшего общества и духовенства: среди его клиентов — Папа Юлий II, кардинал Риарио, Папа Лев X, Папа Павел III и др. микеланджело Буонарроти пишет картины, расписывает фрески часовен, создает скульптурные композиции, которые и по сей день остаются непревзойденными шедеврами мирового искусства.

Микеланджело жил в бедности

Микеланджело жил в бедности
Микеланджело однажды сказал своему ученику Кондиви: «Каким бы богатым я ни был, я всегда жил как бедняк». Он ел, потому что должен был, и не находил радости ни в еде, ни в питье. Его биограф Паоло Джовио однажды сказал: «Он был настолько груб и груб по своей природе, что лишил потомков всех учеников, которые могли бы последовать за ним». Говорят, что Микеланджело иногда спал в своей одежде и обуви. В то же время Микеланджело действительно хорошо зарабатывал и имел возможность жить по-крупному, но ему это просто не было нужно.

Личная жизнь

О личной жизни артиста практически ничего не известно. Он не женился и не оставил детей, наследство перешло к внукам. Известно, что Микеланджело активно переписывался со своей дорогой подругой, поэтессой Витторией Колонна, вдовой и влиятельным итальянским интеллектуалом того времени. В 1536 году, в возрасте 47 лет, он прибыл в Рим, Микеланджело на тот момент был 61 год. Через 5 лет она была вынуждена уйти, но переписка между ними не прекращалась. Буонарроти также посвятил женщине несколько сонетов. Сохранившиеся буквы до сих пор считаются памятником исторической эпохи, в них автор предстает великим мыслителем.

Микеланджело Буонарроти биография художника, творчество, фрески, интересные факты, личная жизнь, скульптуры, достижения, список работ

важно отметить, что отношения между друзьями были исключительно платоническими. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело был гомосексуалистом и ценил ее целомудрие в своей подруге, даже называя ее мужчиной в юбке.

Миеланджело работал практически до последнего дня

Миеланджело работала почти до последнего дня
Микеланджело был трудолюбивым и увлеченным своей работой. Даже когда он стал слишком слаб, чтобы рисовать, он по-прежнему руководил проектами, за которые он брался, и руководил ими под руководством своих учеников. Он работал из дома до последних дней жизни и умер в возрасте 88 лет. Неудивительно, что его напряженная работа сделала его богатым человеком: на момент смерти его состояние составляло 50 000 флоринов — сегодня это эквивалентно примерно 35 миллионам долларов.

При дворе Лоренцо Великолепного

Лоренцо Медичи был большим знатоком и поклонником искусства. Он покровительствовал многим художникам и скульпторам и смог собрать прекрасную коллекцию их работ. Лоренцо был гуманистом, философом, поэтом. Боттичелли и Леонардо да Винчи работали при его дворе.

Аньоло Бронзино Портрет Лоренцо Медичи
Аньоло Бронзино Портрет Лоренцо Медичи

Наставником юного Микеланджело был скульптор Бертольдо ди Джованни, ученик Донателло. Микеланджело увлеченно начал заниматься скульптурой и оказался талантливым учеником. Отец молодого человека был против таких занятий: он считал недостойным своего сына быть каменотесом. Только самому Лоренцо Великолепному удалось убедить старика, поговорив с ним лично и пообещав ему денежное положение.

При дворе Медичи Микеланджело изучал не только скульптуру. Он мог общаться с выдающимися мыслителями своего времени: Марселио Фичино, Полициано, Пико делла Мирандола. Платоническое мировоззрение, царившее при дворе и в гуманизме, окажет большое влияние на творчество будущего титана Возрождения.

Оцените статью
Блог об Италии