- «Поклонение волхвов», 1475 г
- «Венера и Марс», 1483 г
- «Святая Троица», 1493
- Биография
- Ранние годы
- Зрелость
- Влияние Савонарола
- Смерть и посмертное затмение
- «Весна», 1482 г
- «Мистическое Рождество», 1500 г
- «Паллада и Кентавр», 1483 г
- «Весна», 1482 г.
- Портрет Джулиано Медичи, 1475 г
- «Возвращение Юдифи в Ветулию», 1478 г
- Биография Сандро Ботичелли
- «Портрет молодой женщины», 1480 г
- «Мадонна с младенцем», 1467 г.
- Картины
- Рождение Венеры
- Весна
- Поклонение волхвов
- Венера и Марс
- «Аллегория силы», 1470 г.
«Поклонение волхвов», 1475 г
Эта христианская тема была настолько популярна, что Боттичелли было поручено написать семь разных копий этого религиозного события. Художник написал свою версию картины в 1475 году, и сейчас она хранится в галерее Уффици. В образе волхвов итальянский художник изобразил трех членов семьи Медичи: отца Козимо и его сыновей, Козимо Младшего и Пьеро. Также присутствовали племянник Козимо — Лоренцо Медичи со своим братом Джулиано.
Сюжет картины таков: волхвы пришли поклониться и выразить свое уважение и любовь Мадонне и ее священному ребенку. Джорджио Вазари выражается в своих биографиях: «Также невозможно описать всю красоту, которую Сандро вложил в изображение голов, повернутых в самых разных положениях — сначала впереди, затем в профиль, затем наполовину повернутые, затем, наконец, он поклонился, иначе хотелось — что-то другое. Также невозможно описать все разнообразие мимики молодых и старых со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства».
«Венера и Марс», 1483 г
Еще одна из самых популярных картин античного характера и иконографического расположения фигур на холсте. Боттичелли написал эту картину по заказу богатой семьи Веспуччи. Картина имеет скрытый смысл. Джулиано Медичи и Симонетта Веспуччи и их пылкая любовь зашифрованы под изображениями греческих богов Венеры и Марса.
Выставка украшена веселыми ангелочками, которые веселятся между двумя влюбленными, отдыхающими после страстной встречи. Эту картину итальянского художника можно увидеть в Национальной галерее Лондона.
«Святая Троица», 1493
Печальная картина распятия нашего небесного отца была написана в период с 1491 по 1493 год, потому что в эпоху церковного богослужения мастер просто не мог избежать такого события и не увековечить его на холсте.
Он был не первым и не последним художником, изображавшим эту тему, но каждый художник все видит и изображает по-своему, поэтому картины все вышли по-разному, хотя изображают одно и то же. Святая Троица считается самой удачной из всех религиозных картин Сандро Боттичелли.
Биография
Ранние годы
Боттичелли родился во Флоренции, в доме церкви Оньиссанти в семье Мариано ди Ванни ди Амадео Филипепи. Вазари писал, что первоначально он изучал изготовление ювелирных изделий у своего брата Антонио. О жизни Боттичелли известно немного, но подтверждено, что он стал учеником примерно в четырнадцать лет, из чего можно сделать вывод, что он получил более полное образование раньше, чем другие художники эпохи Возрождения. Вероятно, в 1462 году он вошел в строй фра Филиппо Липпи; многие ранние работы художника приписываются старшему мастеру, и их подлинность остается неподтвержденной. Хотя Боттичелли также находился под влиянием монументальной живописи Мазаччо, именно от Липпи он перенял более интимный и подробный стиль. Как недавно выяснилось, в этот период Боттичелли, возможно, совершил поездку в Венгрию для участия в создании фрески в Эстергоме по заказу Яноша Витеза, тогдашнего архиепископа Венгрии, в мастерской Филиппо Липпи.
Портрет юноши, ок. 1469 г., темпера 51 x 33,7 Палаццо Питти, Флоренция
В 1470 году у Боттичелли была собственная мастерская. Даже в этот ранний период его работы характеризовались концепцией фигур, которые выглядели как барельефы, с четкими контурами и минимизацией сильных контрастов между светом и тенями, которые указывают на полностью смоделированные формы.
Зрелость
Поклонение волхвов для церкви Санта-Мария-Новелла (ок. 1475–1476, в настоящее время находится в галерее Уффици) изображает портреты Козимо Медичи, его сыновей Пьеро и Джованни и его племянников Лоренцо и Джулиано. Одной из вершин Боттичелли Вазари назвал пейзажную особенность. В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли и других известных художников из Флоренции и Умбрии украсить стены Сикстинской капеллы фресками. Верховенство папства ставилось иконологической задачей. Вкладом Боттичелли были фрески «Искушение Христа», «Наказание мятежников» и «Суд над Моисеем». Вернувшись во Флоренцию, «софистически настроенный, он написал комментарий к отрывку из Данте и сделал иллюстрацию к« Аду », которую опубликовал, потратив на это много времени. Это воздержание от работы привело к серьезным потрясениям в его жизни ». Так Вазари описывает первое печатное издание Данте (1481 г.) с изображениями Боттичелли; он не мог представить, что новое искусство печати может заинтересовать художника.
Молитва за чашу около 1500 темпера 53 x 35 Королевская часовня, Гранада
Такие шедевры, как «Примавера» (ок. 1482 г.) и «Рождение Венеры» (ок. 1485 г.) Вазари видел на вилле Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи в Кастелло в середине 16 века, и до недавнего времени считалось, что оба Работы написаны специально для вилл. Недавние исследования показывают, что: «Примавера» была создана для особняка Лоренцо во Флоренции, а «Рождение Венеры» был заказан кем-то другим для другого места. В 1499 году оба находились в Кастелло.
В этих произведениях влияние готического реализма ограничено знанием Боттичелли античности. Но если художественные приемы понятны, то сами сюжеты остаются загадочными из-за своей неоднозначности. Сложный смысл этих картин по-прежнему привлекает большое внимание ученых, уделяя особое внимание поэзии и философии современных гуманистов художника. Изображения не иллюстрируют конкретные тексты; скорее, каждый основан на нескольких из них. Вазари описал их красоту как образец «грации», а у Джона Раскина — линейный ритм, в котором не может быть никаких сомнений. Картины, демонстрирующие линейный стиль Боттичелли, подчеркнуты мягкими ровными очертаниями и пастельными тонами.
В середине 1980-х Боттичелли работал над большим циклом фресок с Перуджино, Доменико Гирландайо и Филиппино Липпи для виллы Лоренцо Великолепного недалеко от Вольтерры; он также написал много фресок в церквях Флоренции. В 1491 году художник входил в комитет, который принимал решение о фасаде собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Влияние Савонарола
Позже Боттичелли был одним из последователей глубоко моралистического монаха Джироламо Савонаролы, который проповедовал во Флоренции с 1490 года до своей казни в 1498 году, хотя полная степень влияния Савонаролы остается неопределенной.
«Как и большая часть Флоренции, Боттичелли попал под влияние Савонаролы, его искусство превратилось из декоративного в очень благочестивое -« Мистическое Рождество »(ок. 1500–1501) несет все признаки этой перемены».
«История, согласно которой он сжег свои картины на языческие темы в печально известном Костре тщеславия, не описана Вазари, который, тем не менее, утверждает, что« он был таким ярым последователем секты Савонарола, что был вынужден отказаться от живописи » и, не имея средств к существованию, попал в большие неприятности. По этой причине, сохранив привязанность к этой партии и став последователем Савонаролы, он отказался от своего творчества».
Биограф Боттичелли Эрнст Штайнман искал психологического развития художника через его Мадонны. В «углублении понимания и выражения при визуализации внешности Мэри» Штейнман увидел свидетельства влияния Савонаролы на Боттичелли. (В работах Штейнмана даты Мадонн помещены в более поздний период жизни художника). Штейнман не согласен с утверждением Вазари о том, что Боттичелли ничего не создавал после того, как попал под влияние Савонаролы, но, напротив, считает, что духовные и эмоциональные Девы были написаны художником, вопреки учению монаха-доминиканца.
Смерть и посмертное затмение
В 1502 году Боттичелли больше не работал. В 1504 году он был членом комитета, которому было поручено решить, где будет помещен «Давид» Микеланджело. Его более поздние работы, особенно в серии о жизни Сан-Заноби, свидетельствовали об уменьшающемся масштабе, выразительном искажении фигур и ненатуралистическом использовании цвета, напоминающем работы Беато Анджелико почти столетней давности., После его смерти его репутация затмилась на более длительный период, чем у любого другого великого европейского художника. Его картины остались в церкви и на вилле, для которых они были созданы, его фрески в Сикстинской капелле затмил Микеланджело.
Однако британский коллекционер Уильям Янг Отли привез мистическое Рождество Боттичелли в Лондон в 1799 году, купив его в Италии. После смерти Отли последующий покупатель картины, Уильям Фуллер Мейтленд из Станстеда, позволил представить ее на выставке Art Treasures, проходившей в Манчестере в 1857 году, где, среди многих других произведений искусства, присутствовало более миллиона человек.
Первым историком искусства девятнадцатого века, который с удовлетворением взглянул на сикстинские фрески Боттичелли, был Алексис-Франсуа Рио; Боттичелли привлек внимание Анны Браунелл Джеймсон и Чарльза Истлейка, его работы стали появляться в немецких коллекциях, а Братство прерафаэлитов включило элементы его работ в свои собственные. Уолтер Патер создал литературную картину Боттичелли, которая позже была воспринята эстетическим движением. Первая монография художника вышла в 1893 году; тогда в 1900-1920 годах о Боттичелли было написано больше книг, чем о любом другом художнике.
Поклонение волхвов около 1500 г. Темпера 108 x 173 Уффици, Флоренция
«Весна», 1482 г
Название фото уже говорит о его сюжете. На полотне изображена великолепная лужайка в апельсиновом саду, где играет весна, здесь распускаются цветы, на которых художник нарисовал более пятисот работ разных видов, форм и цветов. Богиня цветов Флора щедро окропляет землю розами и нарциссами, северный ветер Зефир своей силой сгибает ветви деревьев вниз.
В центре изображения — сама Венера, богиня радости и любви, а над ней с закрытыми глазами возвышается ребенок-Купидон, направивший свою стрелу любви на одну из танцующих граций. Очень красивый и нежный образ полон света, но не каждый может уловить его истинный смысл. Этот шедевр выставлен в галерее Уффици во Флоренции. Самые красивые редакторы настоятельно рекомендуют посетить это место, если вы планируете отдых во Флоренции.
«Мистическое Рождество», 1500 г
Сюжет этого образа известен каждому. Даже наш гениальный итальянец не смог обойти это стороной. Что может быть более религиозным и священным, чем рождение ребенка небесного? Боттичелли очень хорошо изобразил это причастие на своем полотне, потому что, когда смотришь на эту картину, чувствуешь себя присутствующим, поэтому все кажется правдоподобным.
Он был написан в конце 1500-х годов и несет в себе определенный смысл и определенный призыв к миру и спокойствию, поскольку в то время в Италии были восстания. На крыше хижины три ангела, одетые в белое, красное и зеленое. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, таким образом делая акцент на мире и спокойствии. Эта картина была одной из последних картин Боттичелли, и это чудо искусства можно найти в Национальной галерее в Лондоне.
«Паллада и Кентавр», 1483 г
На полотне изображена очаровательная юная девушка, увенчанная короной и вооруженная тяжелой алебардой, держащей кентавра за густые волосы сильной рукой, показывая всем своим видом всю свою силу и превосходство над ним. Красивый венок, сплетенный из оливковых ветвей, окружает ее грудь и руки, а нежное и слегка прозрачное платье делает ее силуэт еще более женственным и эротичным.
Эта картина была написана Сандро в подарок к свадьбе Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи и Семирамиды, и этот подарок заказал сам Лоренцо Медичи. Все это произошло в 1483 году, в том же году был создан этот шедевр, который сейчас находится в галерее Уффици.
«Весна», 1482 г.
Название фото уже говорит о его сюжете. На полотне изображена великолепная лужайка в апельсиновом саду, где играет весна, здесь распускаются цветы, на которых художник нарисовал более пятисот работ разных видов, форм и цветов. Богиня цветов Флора щедро окропляет землю розами и нарциссами, северный ветер Зефир своей силой сгибает ветви деревьев вниз. В центре изображения — сама Венера, богиня радости и любви, а над ней с закрытыми глазами возвышается ребенок-Купидон, направивший свою стрелу любви на одну из танцующих граций. Очень красивый и нежный образ полон света, но не каждый может уловить его истинный смысл. Этот шедевр выставлен в галерее Уффици во Флоренции.
Портрет Джулиано Медичи, 1475 г
Как известно, Боттичелли принадлежала к этой знатной семье и часто писала для нее картины на разные темы и отчасти портреты всех членов ее семьи. Одним из таких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в 1475 году. Сандро написал более одной копии этого портрета, так как он постоянно был недоволен своей работой. Как видим, художник использовал угол в три четверти.
Если в первом портрете Боттичелли рисовал интерьер комнаты на заднем плане, то в последнем экземпляре он решил создать однотонный фон, что не было характерно для портретной живописи того времени. Возможно, мастер кисти смотрел куда-то вдаль… Все варианты портретов хранятся в различных музеях мира. А именно в Национальной галерее города Вашингтона, в Академии Каррары в городе Бергамо, а третий экземпляр находится в Берлине в музее Саатлиха.
«Возвращение Юдифи в Ветулию», 1478 г
Боттичелли не раз изображал этого библейского персонажа, ведь юная Юдифь олицетворяет все христианские, эстетические и моральные каноны Возрождения. Это пример верности, чести и самопожертвования ради других. Сюжет состоит в том, что вдова Юдифи, когда солдаты царя Олоферна подходят к их городу, решает спасти город, предлагая себя похотливому ассирийцу.
Олоферну сразу понравилась прекрасная еврейка, и ночью, дожидаясь, пока она заснет, Юдифь отрубила ассирийцу голову и вернулась в родной город, минуя спящих стражников. Этот шедевр можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.
Биография Сандро Ботичелли
Сандро Боттичелли — итальянский художник тосканской школы.
Представитель раннего Возрождения. Он был близок к двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозно-мифологические темы («Весна», ок. 1477–1478; «Рождение Венеры», ок. 1483–1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, мягкими красками. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли стало чрезвычайно драматичным («Калунния», после 1495 года). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, изящные портреты персонажей (Джулиано Медичи»).
Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семейства стал старший брат, богатый биржевой торговец по прозвищу Боттичелли («Бариль») либо из-за своей круглой фигуры, либо из-за его несдержанности по отношению к вину. Это прозвище распространялось и на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта-Мария-Новелла, в котором позже работал Боттичелли. Изначально будущего художника вместе со своим средним братом Антонио отправили учиться ювелирному делу. Искусство ювелира, профессия, уважаемая в середине пятнадцатого века, многому его научило.
Четкость контуров и умелое использование золота, приобретенные им еще в ювелире, навсегда останутся в творчестве художника.
Антонио стал хорошим ювелиром, и по окончании учебы Алессандро заинтересовался живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что впоследствии обеспечило им впечатляющие связи. Семья Веспуччи жила по соседству. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, от которого Америка и получила свое название. В 1461-62 гг. По совету Джорджо Антонио Веспуччи он был отправлен в мастерскую известного художника Филиппо Липпи в Прато, город в 20 км от Флоренции.
В 1467-68 годах, после смерти Липпи, Боттичелли вернулся во Флоренцию, многому научившись у мастера. Во Флоренции молодой художник прославился, обучаясь у Андрео де Верроккьо, где одновременно учился и Леонардо да Винчи. К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в отцовском доме.
В 1469 году Джорджио Антонио Веспуччи познакомил Сандро с влиятельным политиком и государственным деятелем Томмазо Содерини. От этой встречи в жизни художника происходят кардинальные перемены.
В 1470 г он получил при поддержке Содерини первый официальный заказ; Содерини приводит Боттичелли к своим племянникам Лоренцо и Джулиано Медичи. С тех пор его творчество, а это время расцвета, связано с именем Медичи. В 1472-75 он написал две небольшие работы, изображающие историю Юдифи, по-видимому, предназначенные для дверей кабинета. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создает святого Себастьяна, который очень торжественно обосновался в церкви Санта-Мария-Маджоре во Флоренции, появляются прекрасные Мадонны, излучающие сияющую кротость, где в окружении Марии он изобразил членов семейных врачей. Флоренция во времена правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе прошел один из таких турниров. Он происходил на площади Санта-Корче, и его главным героем, должно быть, был младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, которую Джулиано безумно любил и, по-видимому, был не один. Позднее Боттичелли изобразил Красавицу как Афину Палладу на знамени Юлиана. После этого турнира Боттичелли занял прочные позиции в ближайшем окружении Медичи и свое место в официальной жизни города.
Его постоянный клиент — Лоренцо Пьерфранческо Медичи, двоюродный брат Magnifico. Сразу после турнира, еще до отъезда в Рим, художник заказал для себя несколько работ. Уже в ранней юности Боттичелли приобрел опыт портретной живописи, что является характерным доказательством мастерства художника. Получив известность по всей Италии, с конца 1470-х годов Боттичелли получал все более прибыльные заказы от клиентов за пределами Флоренции. В 1481 году папа Сикст IV пригласил художников Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, называемой Сикстинской капеллой. Фреска была завершена за чрезвычайно короткий период, всего одиннадцать месяцев, с июля 1481 по май 1482 года. Боттичелли исполнил три сцены. Вернувшись из Рима, он написал серию картин на мифологические темы. Художник заканчивает картину «Весна», начатую перед отъездом. В этот период во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, заложенное в этом произведении. Первоначально тема для написания «Весна» была взята из стихотворения Полициано «Торнео», прославившего Джулиано Медичи и его возлюбленную Симонетту Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, красавица Симонетта внезапно скончалась, а тот самый Джулиано, с которым художник дружил, был злобно убит.
Это отразилось в атмосфере изображения, внося в нем нотку печали и понимания скоротечности жизни.
Рождение Венеры было написано через несколько лет после весны. Неизвестно, кто из семьи Медичи был его клиентом. В этот же период Боттичелли написал эпизоды из «Повести Настаджио дельи Онешти» (Боккаччо «Декамероне»), «Паллада и Кентавр» и «Венера и Марс». В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный в 1490 году вызвал во Флоренцию известного проповедника фра Джироламо Савонарола. Видимо, этот Великолепный хотел укрепить свой авторитет в городе.
Но проповедник, воинственный поборник соблюдения церковных догм, вступил в решительный конфликт со светскими властями Флоренции. Ему удалось привлечь на свою сторону множество сторонников в городе. Под его влияние попали многие талантливые и религиозные деятели искусства, и Боттичелли не смог устоять. Радость и культ красоты навсегда исчезли из его творчества. Если предыдущие Мадонны являлись в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь она — бледная, со слезами на глазах женщина, которая много жила и жила. Художник стал больше тяготеть к религиозной тематике, даже среди официальных заказов его в основном привлекали картины на библейские сюжеты. Этот период творчества был заказан для часовни ювелирной мастерской. Его последней крупной работой на светскую тему была «Калунния», но при всем таланте исполнения ей не хватало роскошно декорированного декоративного стиля, присущего Боттичелли. В 1493 году Флоренция была опустошена смертью Лоренцо Великолепного.
Пламенные речи Савонаролы раздались по всему городу. В городе, колыбели гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году наследник Магнифико, Пьеро и другие Медичи были изгнаны из города. В этот период Боттичелли по-прежнему находился под сильным влиянием Савонаролы. Все это повлияло на его работу, в которой наступил глубокий кризис. Порывы ностальгии и печали от двух проповедей «Оплакивания Христа» Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьем наказании привели к тому, что 7 февраля 1497 года тысячи людей подожгли костер в центре города площадь Синьории, где сгорели лучшие произведения искусства из богатых домов: мебель, одежда, книги, картины, украшения. Среди них, заболевшие психозом, были и художники. (Лоренцо де Креди, бывший соратник Боттичелли, уничтожил многие его наброски обнаженной натуры.)
Боттичелли был на площади и, как пишут некоторые биографы тех лет, он, поддавшись общему настроению, сжег несколько эскизов (картины находились у клиентов), но точных доказательств нет., Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смертной казни.
Публичная казнь произвела на Боттичелли большое впечатление. Он пишет «Мистическое рождение», где показывает свое отношение к происходящему.
Последняя из картин посвящена двум героиням Древнего Рима: Лукреции и Вирджинии. Обе девушки из соображений чести приняли смерть, что побудило людей сместить правителей. Картины символизируют изгнание семьи Медичи и восстановление Флоренции как республики. По словам его биографа Джорджо Вазари, живописца в конце жизни мучили болезнь и слабость.
Он стал «настолько сутулым, что ему пришлось ходить с двумя палками». Боттичелли не был женат, детей у него не было.
Он умер один в возрасте 65 лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта-Мария-Новелла.
«Портрет молодой женщины», 1480 г
Итальянец хорошо рисовал портреты молодых женщин. Теперь рассмотрим один из этих портретов. Эту картину написал Сандро в 1476–1480 годах, а моделью послужила сама Белла Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи и первая красавица эпохи Возрождения.
Боттичелли возвращается к строгому профилю с изящным силуэтом и жесткой рамой, нишей или окном. Портрет поэтически идеализирован, где смягчено все индивидуальное. Вы можете увидеть этот шедевр в художественной галерее Берлина, одного из красивейших городов мира.
«Мадонна с младенцем», 1467 г.
У талантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна с младенцем», так что ни о какой картине говорить не удастся. В эпоху Возрождения тема рождения младенца Иисуса была очень распространена, настолько, что не один живописец того времени изображал Мадонну и ее священное дитя.
Рождение новой жизни — настоящий сюжет этой картины, и можно сказать, что все они похожи друг на друга, потому что изображают благословенную мать и ее новорожденного ребенка.
Картины
Полотна мастера раннего и зрелого творчества — непревзойденные образцы поэтической живописи. Они показывают увлечение художника идеями древней цивилизации. Уникальный стиль Боттичелли предполагает построение сложной мифологической композиции, наполненной аллегорическими образами. В работах художника царит неуловимая атмосфера духовности.
В картинах позднего периода чувствуется глубокий душевный кризис. Изменившееся мировоззрение автора нашло отражение в серии его работ, полных драматизма и даже нервозности. Лиризм, линейный ритм и радужная палитра уступили место художественным средствам, характерным для искусства готического периода.
Рождение Венеры
Рождение Венеры — одно из самых узнаваемых произведений художника. Датой его создания принято считать 1482-1486 годы. По одной из версий, Боттичелли написал картину по заказу своего двоюродного брата Лоренцо Великолепного.
Сюжет основан на истории появления Венеры из пены морской, прекрасной богини любви и плотской красоты (в древнегреческой мифологии ее зовут Афродита). Героиня изображена обнаженной, в застенчивой позе, стоящей в раковине, плывущей по волнам. Зефир и Аура создают дуновение ветра, помогая добраться до берега, где нимфа времен года Ора поджидает богиню, готовя ей плащ с цветочными мотивами.
Творчество Боттичелли проникнуто духовностью. В нежном лике Венеры прослеживается образ Мадонны, а контуры ее изящного тела напоминают древнегреческие статуи. Эмоциональная атмосфера передается, в том числе, благодаря композиционному решению: фигуры симметрично расположены на фоне безмятежного неба и моря, что усиливает ощущение гармоничного союза духовной и телесной красоты. Вечный шедевр Боттичелли находится в галерее Уффици во Флоренции.
Рекомендую посетить индивидуальную экскурсию в Галерею Уффици, где вы увидите шедевры итальянских мастеров и узнаете интересные факты.
Весна
Загадочная картина «Примавера» была написана в 1482 году по заказу Лоренцо Великолепного. Художник черпал вдохновение в произведениях древнеримских авторов.
Боттичелли написал сцену из философской поэмы Лукреция «О природе вещей». Некоторые из героев образа являются прототипами произведения Овидия «Фасти», повествующего о праздниках и святых днях Древнего Рима. Собравшиеся на цветочном лугу апельсиновой рощи мифологические персонажи представляют собой аллегорию прихода весны. Композиция создает ощущение парящего танца, невероятная легкость и ритм воспринимаются в жестах и позах персонажей.
Споры искусствоведов об истинном замысле художника не прекращаются уже много лет. Исследователи склонны видеть в изображении глубокий философский, христианский и даже политический подтекст. До 1743 года произведение «Примавера» принадлежало представителям семьи Медичи.
Почти 70 лет спустя работы Боттичелли оказались в галерее Уффици, однако долгое время они были недоступны для широкой публики, так как хранились в фондах музея. Слава и известность пришли только в начале 20 века. Сегодня эта картина — один из главных экспонатов галереи.
Поклонение волхвов
Ориентировочная дата создания картины «Поклонение волхвов» — 1475 год. Работа Боттичелли, изображающая знаменитую библейскую сцену, настолько восхитила современников, что было заказано около 7 экземпляров мастера.
Работа художника предназначалась для украшения погребальной часовни базилики Санта-Мария-Новелла, главной доминиканской церкви Флоренции. Популярный в эпоху Возрождения новозаветный рассказ наполнен глубоким аллегорическим смыслом.
Особая ценность образа заключается в его героях, образ каждого персонажа ассоциируется с реальной исторической личностью: представителями династии Медичи, их близкими вельможами и почетными гражданами. В правом углу автопортрет самого Боттичелли, который выглядит как молодой блондин в золотом одеянии. Яркие краски, динамичная композиция, точность рисунка, внимание к мельчайшим деталям усиливают торжественность и праздничность оперы. Эта великолепная картина Боттичелли входит в коллекцию произведений искусства галереи Уффици.
Венера и Марс
Мифологическое произведение «Венера и Марс» было создано художником около 1483 года.
Работа выполнена по заказу одного из представителей флорентийского рода Веспуччи, что подтверждается изображением стаи ос в правом верхнем углу картины — геральдического символа знатной и богатой семьи. Ссылка на наследие античной культуры была характерна для искусства эпохи Возрождения.
Гуманистические идеи ясно читаются в аллегорических образах. Венера символизирует любовь, красоту и женскую силу, способную умиротворить яростную энергию бога войны. В полуобнаженной спящей фигуре Марса можно вдохнуть безмятежность и абсолютный покой. На заднем плане озорные фавны игриво играют с оружием и доспехами, которые оказались бесполезными в условиях гармонии и любви.
Работа Боттичелли «Венера и Марс» входит в коллекцию произведений искусства Лондонской национальной галереи (The National Gallery) — официального сайта www.nationalgallery.org.uk.
«Аллегория силы», 1470 г.
Эта картина была написана мастером кисти в 1470 году. На ней изображена сильная, но несколько встревоженная женщина, уставшая от жестокости и несправедливости, женщина в доспехах на троне и с мечом в руке. Он связывает мощь, независимость и силу, и некоторые искусствоведы просто уверены, что художник изобразил греческую богиню войны, чувственную и смелую Артемиду. Сейчас полотно находится в галерее Уффици во Флоренции.